Главная страница

АСКЛЕПИЙ БОГ ВРАЧЕБНОГО ИСКУССТВА. Медицина Древней Греции




Считается, что прообразом бога-целителя Асклепия, культ которого сложился в VII в. до н.э., был царь Фессалии и прославленный врачеватель Асклепий. Он жил во время Троянской войны (XII в. до н.э.), о нем и его сыновьях, героях-военачальниках и искусных врачах, упоминает Гомер в «Илиаде». Сыновей Асклепия звали Махаон и Подалирий: «славные оба врачи, Асклепия мудрые дети». Махаон был знаменитым военным хирургом, а Подалирий прославился врачеванием внутренних болезней. Махаону удалось вылечить раненного Парисом Менелая, а Подалирий поставил правильный диагноз заболевшему безумием Аяксу по его блестящим глазам и беспокойству. Гомер упоминает в своих поэмах об эпидемиях чумы, о лечении ран и укусов ядовитых змей, использовании серы как лекарства и серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний. В его поэмах отражена дошедшая до нашего времени терминология греческих врачей, содержатся сведения о применении лечебных средств, заимствованных у египтян и персов, об отношении греков к военным врачам. Одним из них был Махаон, «бессмертным подобный» , который смог сначала вынуть из раны стрелу, хотя «заостренные зубья обратно ее не пускали», а потом вылечить рану:
 
Исторические параллели:
Асклепия часто называют первым в истории медицины богом врачевания, потому что до него боги — покровители врачебного искусства были не только «божественными врачевателями». Так, египетский бог Тот считался изобретателем письменности, покровителем писцов и хранителем священных знаний. Вавилонский бог Эа, обитатель водных глубин, был покровителем мудрости, частью которой было искусство врачевания. Асклепий и все члены его семьи были врачами. Сыновья и дочери олицетворяли различные аспекты врачебного искусства — лекарственное лечение (Панакея), хирургию ( Махаон), исцеление от внутренних болезней (Подалирий), магическое врачевание ( Те-лесфор) и профилактическую медицину (Гигиея и Огле). Все они, согласно мифам, обучались медицине у своего отца.
Согласно преданию, Асклепий был сыном Аполлона — бога мудрости, поэзии, музыки и красоты. Аполлон привез его на гору Пелион к знатоку целебных трав кентавру Хирону.
 Выучившись, Асклепий лечил болезни втиранием мазей, освежающими напитками и священными песнопениями, которые сопровождали не только прием лекарств, но и сам процесс их приготовления. Эти традиции надолго остались в греческой медицине. Греки приписывали Асклепию изобретение лечения музыкой с целью воздействия разнообразными мелодиями на настроение и самочувствие человека.
Исторические параллели:
О лечении музыкой повествуют мифы и древние медицинские тексты многих народов. Исцеляющее действие «истинной» музыки древних, несущей уравновешенность и гармонию инь и ян, отражено в сочинениях философов и врачей Древнего Китая. Вот фрагменты трактата «Весны и осени Лю Бувэя» («Люйчиш чунь-цзю», IIIв. до н.э.): «Совершенная, законченная музыка-ритуал имеет применение: с ее помощью усмиряют пристрастия... Использование музыки как орудия должно быть искусством, которое заключено в том, чтобы стремиться к равновесию». Отсутствие равновесия и гармонии характерно для музыки, полной диссонансов. Она противопоставляется «музыке-ритуалу»: «Музыка смутных времен... Когда барабаны и литавры гремят как гром, когда гонги и цимбалы звенят, как вспышки молний, когда лютни и свирели, пение и танцы подобны воплям — цив сердце слушающего приходит в смятение, в ушах и глазах — сумятица, все тело — в потрясении. Такая музыка не может приносить наслаждение...»
Греческие мифы рассказывают о чарующей музыке великого певца Орфея. Слушая звуки его кифары, люди и боги забывали о своих несчастьях. Сохранились свидетельства о применении музыки греческими врачами, последователями Пифагора и Гиппократа, для усмирения боли и гнева. Древнее искусство врачевания с помощью музыки находит продолжение и развитие в современной медицине.
Асклепий достиг такого совершенства в своем искусстве, что даже стал воскрешать мертвых, похищая их у Аида. От богини Афины он получил в дар особое лекарство — кровь Медузы-Горгоны: кровь из вен левой стороны была целебной, а из правой — губительной для человека. Аид, бог подземного царства, пожаловался Зевсу, что Асклепий возвращает к жизни мертвых. В гневе Зевс поразил искусного врача молнией, однако вскоре внял многочисленным просьбам и оживил Аск-лепия, взяв с него клятву никогда больше не воскрешать мертвых. Так Асклепий стал почитаемым богом врачебного искусства. Величайшие скульпторы Греции изваяли множество его статуй из золота, бронзы и слоновой кости.
Забота о теле была характерна для культуры Древней Греции. Об этом напоминает, пришедшая из античных времен поговорка: «В здоровом теле здоровый дух». Здоровый образ жизни ценился очень высоко, и культ Асклепия имел большое значение. Знаменитые Олимпийские игры, где атлеты соревновались в беге, борьбе,   кулачном  бою,   метании
диска и копья, участвовали в состязании колесниц, были первоначально религиозными церемониями в честь Зевса. На земле Олимпии, согласно преданию, он одержал победу над своим отцом Кроном. От даты проведения первых Олимпийских игр в 776 г. до н.э. греки вели летосчисление.
Храм Зевса в Олимпии украшала фигура Зевса Олимпийского — великое творение греческого скульптора Фидия, одно из семи чудес света. Колоссальная фигура сидящего на великолепном троне бога в венке из оливковых ветвей занимала треть помещения храма и достигала высоты 17 метров, почти касаясь головой потолка. В одной руке Зевс держал изображение богини победы Ники, в другой — жезл с изображением орла, священной птицы Зевса.
Исторические параллели: Атлеты и гимнасты античного
мира часто нуждались во врачебной помощи. У них бывали
обмороки и разрывы сосудов, случаи удушья и внезапной
смерти. Гиппократ указывал на необходимость специаль
ной диеты и режима для атлетов, на пагубные послед
ствия быстрых переходов от праздности к спортивным
состязаниям. Он писал об опасности слишком обильного
питания, к которому часто прибегали атлеты для укреп
ления сил. В «Эпидемиях» он приводит в пример «борца
Бианта, прожорливого от природы», у которого разлитие
желчи было вызвано чрезмерным употреблением непрожа-
ренной свинины и крепкого вина, пирогов и сладостей. Ари
стотель указывал на необходимость правильной и разно
образной диеты для атлетов. Римский врач Гален осуж
дал ремесло атлетов, считая его губительным для души и
тела. К такому выводу его привел собственный опыт: в 30
лет, желая прослыть искусным борцом, он получил опас
ную для жизни травму. Главной причиной болезней атлетов греческие и римские врачи считали избыток и чрезмерную плотность телесных соков, что приводило к растяжению и закупорке сосудов.
Согласно преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя острова
Кос. Здесь продолжался род Асклепиадов (потомков Асклепия). Первоначально
врачи были кровными родственниками: профессия передавалась от отца к сыну,
отношения между врачами определялись семейной традицией. Позже, когда Аскле-
пиады стали принимать с свою среду и «посторонних» юношей, семья превратилась
во «врачебное общество», однако по старой традиции все относились друг к другу
как родственники. Врачи Греции были свободны от обязанностей перед государ
ством. Их привлекали на службу по добровольному согласию и только на время
эпидемий или военных походов.
В VI-V вв. до н.э. были воздвигнуты первые святилища в честь Асклепия — асклепийоны, предназначенные для лечения больных. Тяжелобольные и умирающие не допускались в храм. Крупнейшим центром культа Асклепия был Эпидавр на Пелопонессе. На его территории находились и храмы других богов (Аполлона, Афродиты, Артемиды), большой жертвенник для приношений, кипарисовая роща и бассейны с водой из минеральных источников.. Кроме того, в асклепийонах были бани, библиотека, гимнасий (место, где юноши обучались философии, литературе, политике, а также занимались гимнастикой), стадион, театр. Важной частью храма был абатон — место для сна. Абатон представлял собой крытые галереи вдоль стены храма.
 
Больных готовили к лечению с помощью различных церемоний, приносили в жертву животных. При раскопках нашли множество табличек с такими, например, надписями:
«Амброзия из Афин, слепая на один глаз, пришла, иша помоши у бога; проходя по святилишу, она насмехалась над рассказами  °б исцелениях. Ей казалось неверным, неве- роятным и невозможным, что хромые и слепые могли исиелиться при помоши одних только сновидений. Однако, и она увидела сон. Ей показалось, что к ней явился бог и обешал исцелить её, но при том условии, если она пожертвует в храм дар по обету; при этом она должна принести в дар серебряную свинью как память об её глупости. После такой речи бог вынул её больной глаз и влил бальзам. Когда наступил день, слепая проснулась здоровой».
«Человек с язвой в животе.  Во сне он увидел
лицо. Ему показалось, что бог приказал его слугам, следовавшим за ним, связать его и крепко держать, чтобы он мог разрезать ему живот. Он хотел бежать, но его схватили и крепко привязали к дверному кольцу. Затем Асклепий разрезал ему живот, вырезал язву и снова зашил разрез. После этого больного развязали. Он встал совершенно здоровым.  Пол в святилище,  однако,  оказался  залитым  кровью».
Толкованию снов придавали большое значение. Священный сон был одним из видов лечения в храмах Асклепия, Больные засыпали прямо на полу, на шкурах принесенных в жертву животных. Во сне им должен был явиться Асклепий и дать советы о том, как лечить болезнь. Вероятно, жрецы-врачеватели делали операции в храме, усыпляя больных с помощью гипноза и успокоительных средств. В большом количестве водились в храме священные змеи — «асклепиевы ужи», олицетворяющие образ бога-врачевателя. Во время раскопок в храмах Асклепия находят множество изображений исцеленных частей тела и внутренних органов, сделанных из мрамора, золота, серебра, слоновой кости, глины, дерева и других материалов. Их приносили в храм в благодарность за лечение.
Исторические параллели: Обычай оставлять в храме изображения различных органов тела в память об исцелении существовал у многих народов. Например, в России с просьбой избавить от зубной боли обращались к св. Антипию, и в православных храмах в память об исцелении привешивали к его образу серебряные зубки. Особенно широко этот обычай был распространен на севере России. В храмах Архангельска такие привески молено было увидеть еще в конце XIX столетия.






Читайте дальше:
История медицины. Вступление
Происхождение медицинских знаний. Растения первые лекарства
ВЕЛИКИЕ ВРАЧИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Древнекитайская Медицина
МЕДИЦИНСКИЕ ТРАКТАТЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Медицина Древней Индии
Основные положения Тибетской медицины
НАПИТКИ БЕССМЕРТИЯ. Происхождение медицинских знаний
ГУМОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ В МЕДИЦИНЕ ГРЕЦИИ. Медицина Древней Греции
Древнегреческая медицина. ГИППОКРАТОВ СБОРНИК
РАЗВЕДЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ. Медицина в Древнем Риме
РАСТИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКАРСТВА И ЯДЫ. Происхождение медицинских знаний
ГАЛЕН. Медицина в Римской империи
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Медицина Древнего Египта
МЕДИЦИНСКИЕ СОЧИНЕНИЯ АРАБОВ. Медицина средневековой Европы
МАГИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ. Происхождение медицинских знаний
РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ В ЭПОХУ КНИГОПЕЧАТАНИЯ. Медицинаэпохи Возрождения
УЧЕНИЕ О ЗАРАЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ. Медицина эпохи Возрождения
НОВАЯ МЕДИЦИНА В НОВОЙ НАУКЕ. Медицина эпохи Возрождения