Главная страница

ГУМОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ В МЕДИЦИНЕ ГРЕЦИИ. Медицина Древней Греции




Во времена Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.) наиболее популярными медицинскими школами были школы в Книде, Киренах, на островах Кос и Родос. О киренской и родосской школах известно немного. Во времена Гиппократа широкой известностью пользовалось сочинение «Книдские изречения», автором которого считают Эврисфена Книдского. Из Косской школы вышел великий Гиппократ. Каждой школе было свойственно определенное теоретическое и практическое направление в искусстве врачевания. Так, например, книдская школа рассматривала болезнь  как местное  страдание и  применяла соответствующие  методы  лечения, косская школа, напротив, считала болезнь общим расстройством организма.   Споры подобного рода продолжаются и до сих пор.
Учение о четырех стихиях — «корнях», первоначалах природы, стало основой знаменитой «гуморальной теории» (от греч. «дитог» — жидкость), согласно которой здоровье человека зависело от равновесия в организме четырех жидкостей — телесных соков, или «гуморов»: крови, флегмы, черной и желтой желчи. Им соответствовали четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Учение о четырех стихиях окончательно сформировалось в греческой натурфилософии к IV—III вв. до н.э. Его классическое изложение содержится в трудах Аристотеля, великого древнегреческого философа, который был врачом и сыном врача.
Исторические параллели: Философия оказывала воздействие на развитие медицины в разные времена и в разных странах. Пифагорейская философия лежала в основе учения кротонской медицинской школы. Одним из самых значительных древнегреческих философов был Эмпедокл — основатель сицилийской врачебной школы. Натурфилософской основой классических медицинских представлений Древнего Китая, Индии, Греции были учения о стихиях — первоначалах мира. Врачом-философом был Гиппократ. Медицинские сведения содержатся в трудах Аристотеля. «Последним натурфилософом античного мира» часто называют Галена — знаменитого древнеримского врача. Врачами-философами были Бянь Цяо и Сун Сымяо в Китае, арабский мыслитель Авиценна и еврейский философ Маймонид в эпоху средневековья. - Индийская медицина составляла часть философии буддизма. Известно выражение Гиппократа о том, что «врач-философ подобен богу».
Каждая жидкость обладала парой качественных характеристик. Так, кровь считалась влажной и теплой, флегма — влажной и холодной и т.д. Преобладание одной из жидкостей в ущерб другим, порча какой-либо из них, различные закупорки на пути их движения ведут к болезни. Задача врача — восстановить равновесие телесных соков, которые способствуют сохранению умеренной сухости и влажности в организме и регулируют температуру тела.
Исторические параллели:
В медицине Древнего Китая таюке было учение о телесных соках, однако они не сопоставлялись прямо со стихиями, как в греческой медицине. Согласно китайскому учению о телесных соках ( цзинь-е), все жидкости в организме состоят из двух частей — прозрачной, жидкой и мутной, густой. Они смазывают и питают внутренности, а . также участвуют в образовании крови. Это учение напоминает высказывание Аристотеля о двух частях крови — водянистой и волокнистой.
Впоследствии на основе представлений о четырех телесных соках и соответствующих им первоначалах сформировалось учение о четырех темпераментах людей.
Это — сангвиники (от лат. «sanguis» — кровь); флегматики (от греч. «phlegma» — слизь); холерики (от греч. «chole» — желчь); > меланхолики (от греч. «melain chole» — черная желчь). Считалось, что темперамент человека определяется избытком соответствующей жидкости в его организме и формируется влиянием определенной планеты. Сангвиник представлялся, как правило, человеком жизнерадостным, отважным и мужественным, холерик — воинственным и решительным, флегматик — осторожным и медлительным, а меланхолик — унылым и задумчивым. Так, на немецкой гравюре XV в. образ меланхолика сопровождают следующие стихи:
Бог дал мне, меланхолику, природу,
Подобную земле — холодную, сухую.
Присущи мне землистый цвет волос,
Уродливость и скупость, жадность, злоба,
Фальшь, малодушье, хитрость, робость,
Презрение к вопросам чести
И женщинам. Повинны в этом всем
Сатурн и осень.
Характер человека связывается здесь с холодом и сухостью — двумя качествами, присущими земле, первоначалу, которое, согласно гуморальной теории, соответствует черной желчи. Считалось, что неподвижная, помещенная в центр мира Земля и меланхолику сообщает «неподвижность» — лень. Сатурн, самая несчастливая из всех планет, мог дать человеку богатство и власть, но только ценою счастья.
Однако, не следует думать, что принадлежность к людям этого темперамента не оставляла уже никакой надежды. Напротив, Аристотель писал, что именно меланхоликам присуща особая одаренность, которая выражается в развитии разума и остроте чувств. «Все выдающиеся люди, — пишет он, — отличившиеся в философии, в государственных делах, в поэзии или изобразительном искусстве, — меланхолики, некоторые даже до такой степени, что страдают от нездоровья, вызванного черной желчью». Как видим, проявление четырех первоначал в гуморальной теории отнюдь не сводит представление о характере и судьбе человека к простой схеме. Гуморальная теория получила развитие в косской медицинской школе, основателем которой был великий Гиппократ.






Читайте дальше:
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Медицина Древнего Китая
ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА. Древнекитайская Медицина
ЙОГА КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРАНОЙ. Медицина Древней Индии
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПНЕВМЕ. Медицина Древнего Египта
Тибетская медицина. ОСОБЕННОСТИ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ТИБЕТСКОЙМЕДИЦИНЫ
Пифагорейцы - КРОТОНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА. Медицина Древней Греции
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА. Медицина Древней Греции
ТЕРМЫ И ХРАМОВАЯ МЕДИЦИНА в ДРЕВНЕМ РИМЕ. Медицина в Древнем Риме
АСКЛЕПИАД. Медицина в Римской империи
МЕДИЦИНСКИЕ СВЕДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ПЛИНИЯ СТАРШЕГО. Медицина вРимской империи
МЕДИЦИНА В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ. Медицина средневековой Европы
МЕДИЦИНСКИЕ СОЧИНЕНИЯ. Медицина средневековой Европы
МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА В САЛЕРНО. Медицина средневековой Европы
УСПЕХИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ. Медицина средневековой Европы
МЕДИЦИНСКИЕ СВЕДЕНИЯ НА КЛИНОПИСНЫХ ГЛИНЯНЫХ ТАБЛИЧКАХ. Врачевание вдревней Месопотамии
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ Нового СВЕТА и СТРАН ВОСТОКА. Медицина эпохиВозрождения
МОНАСТЫРСКИЕ БОЛЬНИЦЫ. Медицина в древней Руси