Главная страница

Древнегреческая медицина. ГИППОКРАТОВ СБОРНИК




Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа, какая — ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений. Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих».
Большинство исследователей считают, что самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника» принадлежат самому Гиппократу. Назовем некоторые из них:
1. «Афоризмы» (от греч. «aphorismos» — законченная мысль). В них собраны наставления по лечению болезней. Начинаются «Афоризмы» известными словами: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».
2. «Прогностика» (от греч. «prognosis» — предвидение, предсказание). В этом сочинении подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболевания (наблюдение, осмотр и опрос больного), изложены основы наблюдения и лечения у постели больного.
 3. «Эпидемии»  (от греч.   «epidemia»   —  повальная болезнь).   Под словом  «эпидемии»  в древней  Греции понимали не инфекционные,  заразные заболевания,  а такие, которые были широко распространены и особенно часто встречались в той или иной местности.
4. «О воздухах,  водах и местностях».  Это первое дошедшее до нас медицинское сочинение греков, в котором рассматриваются причины возникновения болезней в зависимости от конкретных свойств окружающей природы. Считалось, что место проживания человека (юг, восток,  высокогорье,  плодородная долина,  болотистая местность и т.д.) определяют его характер и телосложение, а также склонность к определенным болезням.
Исторические параллели:
В «Каноне внутреннем» («Хуанди нэйцзин», III в. до н.э) — одном из древнейших произведений китайской медицины, содержится глава, представляющая собой интересную параллель к сочинению «О воздухе, водах и местностях» из «Гиппократова сборника». В ней рассмотрено влияние естественных факторов — климатических условий, характера воды и пищи на здоровье и болезни людей. «Силы местностей», по мнению автора, определяют характер болезней. Так, например, для людей восточных областей Китая, основной пищей которых являются рыба и соль, характерной болезнью будут язвы, поскольку частое употребление соли вредит крови. Автор другого медицинского сочинения Древнего Китая рассуждает о влиянии воды на состояние здоровья жителей местности: «Там, где вода легкая, много людей с лишаем и злокачественными опухолями; там, где вода тяжелая, много людей с опухшими ногами и неспособных передвигаться; там, где вода сладкая, много стройных и красивых людей; там, где вода горчит, много людей с неизлечимыми язвами; там, где вода горькая, много уродливых и горбатых людей».
Согласно преданию, легендарный древнеиндийский врачДживака посоветовал своему пациенту сменить место жительства, чтобы избавиться от хронического заболевания. Эта перемена оказалась благотворной. Известный индийский врач Сушрута упоминал среди причин болезней не только «внутренние», но и «внешние» обстоятельства, в том числе — климат, свойства воды и воздуха.
  «Гиппократов сборник» содержит сочинения по врачебной этике: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». Указывая прежде всего на то, что лечить следует не болезнь, а больного, они говорят о необходимости помнить главное: «прежде всего не вредить». Позже этот тезис получил широкое распространение в латинской медицинской литературе: «Primum поп посеге». Врачу должны быть свойственны «презрение к деньгам, совестливость, скромность... решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку». Он должен делать свое дело «спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то,  что  следует делать,   и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью». Знаменитую «Клятву» до сих пор называют «Клятва Гиппократа». И сегодня в каждой стране существует «Клятва», которую приносят врачи после окончания обучения врачебному искусству. В Древней Греции она, с одной стороны, была гарантией высоких нравственных качеств врача, а с другой — обеспечивала содействие богов (Аполлона, Асклепия и его дочерей — Гигиеи и Панакеи) в случае необходимости наказания врача, нарушившего клятву:
«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах...
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла...В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего намеренного, несправедливого и пагубного...
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Эту клятву принято называть именем Гиппократа не потому, что он был её автором (она переходила в устной форме от одного поколения к другому и в основных чертах была создана до Гиппократа), но в его честь. Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.
Исторические параллели:
Во многих странах Древнего Востока существовали священные тексты, которые предписывали врачам наличие высоких моральных качеств. В Древней Индии была врачебная проповедь, подобная греческой клятве Гиппократа. Учитель врачевания в медицинских школах Таксиля, Бенареса и других городов Индии произносил ее перед своими учениками на торжественной церемонии, посвященной окончанию семилетнего обучения. Эта проповедь приведена в трактате «Чарака-самхита»: «Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни... Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей... Когда вы идете в дом больного, вы должны направить свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, как к своему больному и его лечению... Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы навредить больному».
А вот документ XIIв., «Моление исцелителя», составленное знаменитым врачом и философом Моисеем Маймонидом: «Сделай так, чтобы душа твоя прониклась любовью к искусству. Сосредоточь свой ум у ложа больного, дабы припомнить все, чему научили тебя твой опыт и знание. Сделай, чтобы больные прониклись к тебе доверием, к тебе и к твоему искусству... Отгони от них шарлатанов, удали ненужных советчиков, которые думают, что они все знают... Обрети силу, волю и обстоятельства расширять свои знания...Искусство безгранично, но ум человеческий беспрестанно проникает в него все дальше и дальше.»
Парацельс, один из великих врачей XVI в., считал этику (лат. «Virtus») одной из основ медицины. В его время это звучало весьма актуально: врачи иногда принимали участие в казнях и пытках во время судов инквипаиш. •< Врач не смеет быть лицемером, старой бабой, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком, — писал Парацельс — ... сила врача — в его сердце, работа его должна руководиться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; величайшая основа лекарства — любовь».
В XVII столетии во многих странах Европы были учреждены врачебные коллегии, на которые был возложен контроль за поведением врачей. Эти учреждения имели право не только лишать врачебной практики недостойных людей, но и исключать их из врачебного сословия.






Читайте дальше:
ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА. Древнекитайская Медицина
ЙОГА КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРАНОЙ. Медицина Древней Индии
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПНЕВМЕ. Медицина Древнего Египта
Тибетская медицина. ОСОБЕННОСТИ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ТИБЕТСКОЙМЕДИЦИНЫ
Пифагорейцы - КРОТОНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА. Медицина Древней Греции
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА. Медицина Древней Греции
ТЕРМЫ И ХРАМОВАЯ МЕДИЦИНА в ДРЕВНЕМ РИМЕ. Медицина в Древнем Риме
АСКЛЕПИАД. Медицина в Римской империи
МЕДИЦИНСКИЕ СВЕДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ПЛИНИЯ СТАРШЕГО. Медицина вРимской империи
МЕДИЦИНА В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ. Медицина средневековой Европы
МЕДИЦИНСКИЕ СОЧИНЕНИЯ. Медицина средневековой Европы
МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА В САЛЕРНО. Медицина средневековой Европы
УСПЕХИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ. Медицина средневековой Европы
МЕДИЦИНСКИЕ СВЕДЕНИЯ НА КЛИНОПИСНЫХ ГЛИНЯНЫХ ТАБЛИЧКАХ. Врачевание вдревней Месопотамии
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ Нового СВЕТА и СТРАН ВОСТОКА. Медицина эпохиВозрождения
МОНАСТЫРСКИЕ БОЛЬНИЦЫ. Медицина в древней Руси
ИНДИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ВРАЧЕВАНИИ. Медицина в древней Руси