Главная страница

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПНЕВМЕ. Медицина Древнего Египта




Болезненный процесс в организме египтяне часто рассматривали как результат изменения крови, однако основную роль играла пневма — невидимое вещество, содержащееся в воздухе. При вдохе она поступает в легкие, оттуда — в сердце, а из сердца — в артерии, которые, как полагали в древности, были наполнены не кровью, з отличие от вен, а пневмой. Далее по сосудам пневма разносится по всему телу.
По мнению египтян, вдыхаемый воздух был «живым», а выдыхаемый — «мёртвым». «Клянусь дыханием ноздрей моих и любовью богов» — читаем мы в египетских хрониках. С дыханием связывалось представление о божественной «жизненной силе» по имени Ка; боги тоже имели Ка, но в отличие от людей — не одну. Так, у бога Ра было четырнадцать Ка. Несколько Ка было и у царей.
Здоровье сохраняется до тех пор, пока свойства крови и пневмы нормальны. Изменение этих веществ иногда приобретает характер гниения, которое и вызывает болезнь. Лечение часто имело целью выведение из тела «гнилостных» веществ при помощи рвотных и слабительных средств. Рецепт напоминал современный: часто лекарство состояло из основного, вспомогательного и исправляющего вкус. Вот пример рецепта слабительного средства, приведенного в древнеегипетском медицинском папирусе:
Полыни  —   1/3, Фиников —   1/3, Пива ГОРЬКОГО —   1/2, ХЛЕБНОГО ТЕСТА — 1/8, Випл — 1/3, Ослиного молока — 1.
ВСКИПЯТИТЬ,  ПРОЦЕДИТЬ И ПРИНИМАТЬ В ТЕЧЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ДНЕЙ.
В медицине разных стран древнего Востока сформировались понятия о жизненной энергии человека, подобной пневме. Ее свойства зависели в основном от дыхания и движения крови. Это китайская «ци» и индийская «прана», с которыми мы познакомимся в соответствующих разделах. Египетское представление о пневме было заимствовано медициной греков и получило развитие в греческой философии. Аристотель объяснял ее присутствием многообразные проявления жизни в животном и растительном мире. Одним из основателей «пневматической» системы в медицине считается Ате-ней, знаменитый врач, живший в Риме в середине I в. Согласно его учению, пневма попадает в сердце, а оттуда по сосудам переносится по всему телу человека. Соединение пневмы с теплотой и сухостью может быть причиной острых заболеваний, с холодом и сыростью — хрони-
ческих. При смешении пневмы, холода и сухости может наступить смерть, делающая все сухим и холодным. В европейскую медицину представление о пневме проникло благодаря сочинениям великого римского врача Галена, младшего современника Атенея.






Читайте дальше:
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Медицина Древнего Китая
ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА. Древнекитайская Медицина
ЙОГА КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРАНОЙ. Медицина Древней Индии
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПНЕВМЕ. Медицина Древнего Египта
Тибетская медицина. ОСОБЕННОСТИ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ТИБЕТСКОЙМЕДИЦИНЫ
Пифагорейцы - КРОТОНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА. Медицина Древней Греции
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА. Медицина Древней Греции
ТЕРМЫ И ХРАМОВАЯ МЕДИЦИНА в ДРЕВНЕМ РИМЕ. Медицина в Древнем Риме
АСКЛЕПИАД. Медицина в Римской империи