Главная страница

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ В ОБЛАСТИ ВРАЧЕБНОГО ДЕЛА. Медицинасредневековой Европы



 
Уже в период поздней античности с утверждением христианства попечение о больных становится предметом особой заботы церкви. Василий Великий устроил в Цезарее в 370-379 гг. целый город для больных, известный под именем «Базилия». Позже врачебное дело достигло высокого уровня в Константинополе, где на церковные пожертвования были основаны лечебницы. С V в. уставом св. Бенедикта монахам было вменено в обязанность лечение больных и уход за ними; при монастырях создаются госпитали и приюты. В VI в. монахи ордена св. Лазаря, возникшего на территории Италии, посвятили себя уходу за прокаженными. От имени покровителя этого ордена произошло слово «лазарет». Первоначально так называли организованные монахами приюты и больницы для прокаженных, позже лазаретом стал называться передвижной военный госпиталь. По распоряжению папы римского Григория Великого (время понтификата 590-604 гг.) в Европе было построено множество больниц и столовых для бедных.
 
Религиозные представления средневековья побуждали людей искать в церкви не
только утешения и помощи, но и исцелений, о которых повествуют библейские
свидетельства. Однако это совсем не значит, что средневековая медицина уповала
только на молитвы. В разных случаях применяли разные методы лечения, известные
монахам из медицинских книг. Уже в период раннего средневековья монастыри, на
территории которых находились скриптории (от лат. «scriptor» -  переписчик книг) и библиотеки, стали центрами книжной культуры. «Монастырь без книжного шкафа словно крепость без арсенала», — гласит латинская пословица.
Исторические параллели: В христианской храмовой медицине с конца III в. нашли продолжение древние традиции исцеления во сне. Так, исторические хроники свидетельствуют о том, что немецкий король Генрих II Святой в IX в. исцелился в итальянском монастыре Монте-Кассино. Св. Бенедикт явился к нему во сне и удалил камень из мочевого пузыря. Проснувшись, Генрих обнаружил удаленный камень в своей руке. Рана после операции быстро зажила, и болезнь больше не возвращалась.
В VII-VIII вв. при монастырях были организованы многочисленные приюты и больницы для странников. Упомянем приют св. Бернарда, расположенный в ущелье Апеннинских Альп. Монахи-августинцы оказывали помощь тем, кто решался перейти заснеженные горные вершины. Ночью и во время ураганов они звонили в колокола, зажигали свет в окнах обители и с колокольчиками выходили навстречу путникам. В приюте замерзших отогревали и оказывали посильную врачебную помощь. Если странника не удавалось вернз'ть к жизни или в горах находили тело умершего, его отпевали и относили на ледовое кладбище в горах. В средневековых монастырях создавались больницы, которые первоначально предназначались для братьев святой обители, однако с увеличением числа странников (особенно после вторжения норманнов и массового бегства паломников с Британских островов) их пришлось расширить. Монахи, сведущие в лечебном деле,  выращивали в монастырских садах лекарственные растения. Монастырь часто имел свою аптеку и был центром, где больные из окрестных деревень могли получить совет и помощь. Одним из наиболее известных центров врачевания начала IX в. был монастырь в Сен-Галлене.
Исторические параллели:
В монастырях средневековья и Возрождения не только выращивали лекарственные травы и применяли их, следуя старинным рецептам, но и составляли новые целебные эликсиры. Например, французский травяной ликер Бенедиктин получил свое название от монахов монастыря св. Бенедикта, основанного в 1001 г. в городе Фекам на берегу Ла-Манша. В течение столетий здесь составляли различные лекарства и эликсиры, настаивая их на меду. Рецепт Бенедиктина, содержащий листья мяты и мелиссы, корни дягиля anтечного, липовый мед, пряности и множество других ингредиентов, был создан в 1510 г. Спустя еще 400 лет в него были включены коньяк и сахарный сироп. До сих пор на каждой бутылке знаменитого ликера стоят три латинские буквы: D.O.M., что значит «Богу Всевышнему».
В X—XI вв. паломники в восточные страны, а позже — рыцари-крестоносцы могли найти приют и врачебную помощь в обителях «подвижного братства» — госпитальеров. В 70-х гг. XI в. они организовали целую сеть госпиталей и приютов во многих странах Европы и на Святой земле — в Антиохии, Иерусалиме и других городах Востока. Одним из первых был госпиталь Иоанна Милостивого в Иерусалиме, который в начале XII в.
был способен принять до 2000 больных и даже имел специальное отделение для лечения глазных болезней. Из женских духовных общин, посвятивших себя уходу за больными, упомянем орден Елизаветинок, основанный св. Елизаветой в Тюрингии в XIII в.
Исторические параллели:
Традиция образования монашеских орденов для ухода за больными продолжалась в эпоху Возрождения и Нового времени. Так, в 1534 г. возник орден братьев милосердия, а в 1627 г. — орден сестер милосердия.
 Больница рассматривалась как место, находящееся под покровительством и защитой церкви. Среди множества духовных лиц, посвятивших себя медицине, некоторые занимали весьма высокое положение. Так, например, папа римский Иоанн XXI до своего избрания в 1276 г. с большим успехом практиковал в Лионе как врач под именем Петра Испанского.
Хотя уже в XII в. в европейских городах появились больницы, основанные светскими лицами, до середины XIII в. они обычно находились в ведении монашеских орденов. В таких приютах, расположенных на окраине города, у городской стены или перед городскими воротами, как правило, были чистые постели и хорошая пища, тщательный уход за больными. Позже в больницы стали назначать врачей, не принадлежащих к какому-то определенному ордену. В XIH-XIV вв. больница перестала быть церковным учреждением в строгом смысле слова, однако продолжала находиться под покровительством церкви, поэтому ее имущество считалось неприкосновенным. Это имело большое значение для организации врачебного дела: состоятельные горожане охотно вкладывали свои средства в больницы, обеспечивая тем самым их сохранность. Больницы имели возможность приобретать земельные владения, предоставлять ссуды, использовать запасы зерна в случае неурожая.
Медицинские сочинения, которые в то время будущие врачи изучали на медицинских факультетах университетов, сохраняли и развивали античные традиции.






Читайте дальше:
АСКЛЕПИЙ БОГ ВРАЧЕБНОГО ИСКУССТВА. Медицина Древней Греции
ГИППОКРАТ. Медицина Древней Греции
РАЗДЕЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ПРОФЕССИЙ. Медицина Древнего Египта
ГРЕЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В РИМСКОЙ МЕДИЦИНЕ. Медицина в Древнем Риме
РИМСКАЯ МЕДИЦИНА В ТРУДАХ ЦЕЛЬСА И ДИОСКОРИДА. Медицина в Римскойимперии
История медицины. Организация врачебного дела в Риме
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ В ОБЛАСТИ ВРАЧЕБНОГО ДЕЛА. Медицинасредневековой Европы
ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА МИНЕРАЛОВ. Медицина средневековой Европы
СХОЛАСТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Медицина средневековойЕвропы
АНАТОМИЯ И ХИРУРГИЯ. Медицина эпохи Возрождения
АЛХИМИЯ И МЕДИЦИНА. Медицина эпохи Возрождения
Медицина древней Руси
ЭПИДЕМИИ. Медицина в древней Руси
МИФОЛОГИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ. Врачевание в древнейМесопотамии
Происхождение медицинских символов - змея жезл чаша кадуцей
ЕГИПЕТСКИЕ БОГИ ПОКРОВИТЕЛИ ВРАЧЕБНОГО ИСКУССТВА. Медицина ДревнегоЕгипта
ИСПОВЕДИ ЗАКЛИНАНИЯ В КЛИНОПИСНЫХ ТЕКСТАХ. Врачевание в древнейМесопотамии