Главная страница

УЧЕНИЕ О ЗАРАЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ. Медицина эпохи Возрождения




Эпидемии в XV- XVII вв. были такими же частыми и внезапными, как и в эпоху средневековья, и повсюду вызывали панику и страх. Большинство заразных болезней с тяжелыми кожными поражениями называли чумой. Для предохранения от заражения люди носили на шее амулеты — «чумные талеры». Иногда они содержали на оборотной стороне текст. Например, в 1633 г. в Бреслау (современный Вроцлав) была отчеканена монета, на обороте которой было написано: «В 1633 г. умерло 13 231 человек. Благодаря Божьей помощи и усилиям врачей выздоровело 1406 человек. Окрестили 1066 человек».
Исторические параллели: В XV—XVII вв. еще жива была вера в целительное прикосновение королевской руки. Одни исторические хроники связывают начало этой традиции со временами Хлодвига, основателя франкской династии (V— VI вв.), другие — с именем Эдуарда Исповедника (XI в.). В Англии эта церемония происходила следующим образом: пациент со своим врачом приближался к сидящему на троне королю, который прикасался к больному рукой и давал ему золотую монету. Во время эпидемий приток пациентов настолько увеличивался, что от этого страдала королевская казна: от золота перешли к серебру, а позже обычай дарить монету был упразднен. Во Франции король крестил больного или касался рукой больного места, говоря при этом: «Король коснулся тебя, и Господь тебя исцелит». При этом больному подавали милостыню. Сохранились исторические свидетельства о том, что к Генриху TV (1553—1610) привели 1000 больных, и половина из них получила исцеление. Каждая церемония заканчивалась омовением рук короля, которому подавали три салфетки: первая была пропитана уксусом, вторая — водой, третья — эссенцией флердоранжа (цветка апельсина). Король поочередно вытирал руки всеми тремя салфетками для того, чтобы избежать опасности заражения. Впрочем, это не всегда помогало: Людовик XIII (1610—1642) болел четыре раза после проведения церемоний исцеления. В первый раз это произошло, когда король был десятилетним мальчиком.
Салфетка или губка, пропитанная уксусом, была обычным для того времени дезинфицирующим средством. Торговцы, проходя через зачумленную деревню, оставляли ее жителям продукты в обмен на монеты, опущенные в заполненное специально выдолбленное углубление в камне. Такие камни ставили вдоль дороги во время эпидемий.
Причины эпидемий не были известны, их связывали с землетрясениями, заразными испарениями, порожденными подземным гниением, с ядовитыми извержениями вулканов, но главным образом — с особым положением звезд и планет, с появлением комет и затмений. Предсказание эпидемий было одной из основных целей астрологических прогнозов. Их составлением занимались выдающиеся математики и астрономы,  в числе которых   —   Иоганн  Мюллер  (Региомонтан)   (1436-1476)  и И.Кеплер (1571-1630). Часто изображения гороскопов украшали портреты известных врачей. О  том, какую роль в возникновении эпидемий, приписывали планетным влиянием, говорит, например, само слово «инфлюэнца» — старинное название гриппа, эпидемии которого внушали страх. Этот термин, пришедший в медицину из астрологических трактатов, происходит от латинского «influere» ~ вливаться, проникать. Он означал проникновение небесных, космических сил в земную жизнь.
Часто изображение комет в астрономических атласах эпохи Возрождения ассоциировалось с предупреждением об эпидемии — «трубным гласом».
В христианской культуре самостоятельная власть звезд и планет над судьбами мира была отвергнута, однако их расположение стало считаться «божественными знаками», изучение которых дает возможность делать предсказания и даже толковать текст Библии.
Первая теория распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракасторо (1478-1553) — итальянским ученым, физиком, астрономом и поэтом, одним из выдающихся деятелей эпохи Возрождения.
Медицинское образование он получил в Падуе, и университета, написал свой знаменитый труд «О контангии, контагиозных болезнях и лечении» (1546) в трех книгах. Обобщив взгляды Гиппократа и Аристотеля, Лукреция Кара и Плиния Старшего, Галена, Авиценны и других предшественников на происхождение и лечение заразных болезней, Фракасторо дает подробное описание симптомов заразных болезней (оспы, кори, чумы, малярии, бешенства, проказы и других) и известных в то время методов их лечения. В этом труде изложены основы учения о «контагии» — живом, размножающемся заразном начале, который выделяется больным организмом. Автор писал о трех способах передачи инфекционной болезни: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Введенный им термин «инфекция» (от лат. «inficere» — внедряться,  отравлять)  означал  «внедрение»,   «проникновение»,   «порчу».   Отсюда произошло название «инфекционные болезни». Термин «дезинфекция» также введен Дж. Фракасторо. Прекрасно образованный врач и педагог, друг Н.Коперника, он был одним из предшественников научной эпидемиологии.
Практические способы борьбы с заразными заболеваниями в эпоху Возрождения   мало чем отличались от средневековых. Смертность от заразных болезней в XV-
XVI столетиях была очень высокой: только оспой в Европе ежегодно заболевало
около 10 млн. человек, из которых умирало от 25 до 40 процентов.
Исторические параллели: В течение столетий способы борьбы с заразными заболеваниями
были основаны на рекомендациях, приведенных в «Эпидемиях» Гиппократа. Так, например, когда в Афинах началась эпидемия заразной болезни, он сказал, что болезнь принесли северные ветры и предложил зажечь костры с северной стороны города, чтобы помешать воздуху поступать в Афины. Такие мероприятия много раз применялись в эпоху средневековья и Возрождения. Знания античных врачей были развиты в трудах арабов и дополнены собственными мыслями и наблюдениями. Авиценна обстоятельно рассматривал значение воды в распространении заболеваний, рекомендовал простые способы ее фильтрования. Он учил обращать внимание не только на чистоту воды, но и на почву, с которой она соприкасалась (песчаная лучше    очищает воду, чем каменистая); на скорость течения в реке или ручье (быстрое лучше медленного); на запах земли, по которой течет вода; на необходимость иметь в больших городах устройства для получения льда, чтобы иметь запасы чистой воды в случае необходимости.
В результате эпидемий целые районы становились безлюдными: замечая первые
признаки эпидемии, жители часто пытались спастись бегством. Медицина не распо
лагала в то время эффективными средствами борьбы с заразными болезнями.
Например, при лечении чумы часто прикладывали к телу больного сушеных жаб,
которые должны были вытянуть яд. Лишь очень редко, следуя советам арабских
врачей, европейские медики решались вскрывать чумные нарывы. Первые лекар- :
ства, способные вылечить больных во время эпидемий, появились в лабораториях
алхимиков.






Читайте дальше:
АСКЛЕПИАД. Медицина в Римской империи
МЕДИЦИНСКИЕ СВЕДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ПЛИНИЯ СТАРШЕГО. Медицина вРимской империи
МЕДИЦИНА В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ. Медицина средневековой Европы
МЕДИЦИНСКИЕ СОЧИНЕНИЯ. Медицина средневековой Европы
МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА В САЛЕРНО. Медицина средневековой Европы
УСПЕХИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ. Медицина средневековой Европы
МЕДИЦИНСКИЕ СВЕДЕНИЯ НА КЛИНОПИСНЫХ ГЛИНЯНЫХ ТАБЛИЧКАХ. Врачевание вдревней Месопотамии
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ Нового СВЕТА и СТРАН ВОСТОКА. Медицина эпохиВозрождения
МОНАСТЫРСКИЕ БОЛЬНИЦЫ. Медицина в древней Руси
ИНДИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ВРАЧЕВАНИИ. Медицина в древней Руси
АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ. История русской российской медицины
МЕДИЦИНА В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ - история развития медицины. Заключение
МЕДИЦИНСКИЕ ПАПИРУСЫ. Медицина Древнего Египта
МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ. Медицина в древней Месопотамии

Детальное описание vpn скачать на нашем сайте.