Главная страница

Древний мир. ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Шумер Вавилон Ассирия




Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций *, классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.
Впервые классовое расслоение общества произошло в Египте и Шумере (IV тысячелетие до н. э.). В других регионах земного шара этот процесс развился в более поздние сроки: в Индии-—в середине III тысячелетия до н. э., в Китае — II тысячелетии до н. э., у народов Восточного Средиземноморья— III—II тысячелетиях до н. э., в Западной и Центральной Европе— I тысячелетии до н. э., в Америке— в I тысячелетии н. э.
Развитие эмпирических знаний (которые включают и врачевание) >ъ странах древнего мира, с одной стороны, имело общие черты, а с другой -— в каждом регионе земного шара были свои характерные особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного региона.
Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих государствах древнего мира основными являются следующие:
—        изобретение     письменности    (с
IV тысячелетия    до н. э.)  и создание
(с конца    III тысячелетия   до   н. э.)
первых текстов медицинского содержа
ния (схемы) 3 ц 4);
—        формирование    двух   направле
ний врачевания: эмпирического враче
вания,    основанного на практическом
опыте народа, и культового   (теурги
ческого), основанного на религиозных
верованиях;
—        развитие представлений о про
исхождении   болезней    (связанных  с
природой, морально-этических, религи
озно-мистических) ;
—        подготовка врачевателей (семей
ная традиция, обучение в общих шко
лах при храмах);
—        создание древнейших    санитар-
но-технических сооружений;   развитие
гигиенических навыков;
—        развитие классового  подхода  к
врачеванию;
—        формирование  основ  врачебной
этики;
—        развитие взаимных    влияний и
преемственности в области врачевания
между различными древними цивили
зациями.
 
 
История
Плодородная долина нижнего Евфрата * в Передней Азии (так же, как ,и долина р. Нил в Египте) была родиной древнейших человеческих цивилизаций. Первые крупные поселки в Передней Азии (Иерихон в Палестине, Чатал-хююк в Малой Азии, Амук в Сирии и т. д.) появились уже в VIII— VI тысячелетиях    до н. э.    Однако в цивилизации  они  не развились  и погибли, так и не став    государствами.
Древнейшие    города-государства   шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур   и др.) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. ( 7).
С начала II тысячелетия' до н. э., после возвышения г. Вавилон в Нижней Месопотамии, началась история Вавилонского, царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение 15 столетий ..(XX—XVI вв. до н. э. — старовавилонский период, XVI—XII вв. до н. э. — средневави-лонский, или касситский, период и XI—VI вв. до н. э.— нововавилонский период). В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование.
В  верхней  Месопотамии  с  XV  по VII   в. до н. э.    существовала другая великая держава    Месопотамии — Ассирийское    царство,    уничтоженное   в 614—605 гг. до н. э. в результате пашествия мидян.
Источники  по  истории   и   врачеванию
Об истории и врачевании древней Месопотамии     свидетельствуют     подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (табл. 5), а также данные археологических исследований и свидетельства историков (Геродот, Берос) и ученых различных эпох.
Термин «Месопотамия» (греч. Междуречье, или Двуречье) введен греческим историком Геродотом из Галикарнаса (Herodotos, ок. 484— 425 гг. до н. э.), который посетил страны бассейна Тигра и Евфрата в середине V в. до н. э.

История
С глубокой древности, земли Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и около 3000 г. до н. э. создали первые в Месопотамии, города-государства, и их северные соседи — племена восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н. э. стали называться аккадцами (по названию главного их поселения — г. Аккаде). Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину III тысячелетия до н. э.
Территория Шумера составляла не более 15 тысяч квадратных километров. Население страны даже в эпоху расцвета не превышало одного миллиона человек (и по тем временам было достаточно многочисленным). Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали    шедевры    ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность — клинопись.
В период формирования клинописи население Месопотамии говорило на двух языках: шумерском и восточно-семитском (аккадском). Древнейшие месопотамские тексты (2900—2500 гг. до н. э.) почти без исключения написаны на шумерском языке. К концу III —началу II тысячелетия до н. э. шумерский язык стал «мертвым» языком ученых текстов, однако его не прекращали изучать до I в. н. э.
Создание письменности обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они -.назывались «домами табличек» — э-дубба (аккад. e-dub-da). Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах в настоящее время не имеется.
Развитие медицинских знаний
При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов— Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества.
Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.
Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта — в ней нет ни единого слова о богах или демонах; она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например:
Рецепт 12. Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль [и] горчицу; омыть [больное место] крепким пивом [и] горячей водой; растереть [больное место] этим [приготовленным составом], после чего натереть растительным маслом [и] обложить растертыми в порошок иглами пихты.
К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать.
Одна из месопотамских табличек сохранила оттиск печати шумерского врачевателя Ур-лугаль-эдинне*, жившего.в г. Лагаш в XXIV в. до н. э. На ней изображены инструменты для врачевания и сосуды для лекарств ( 8).
  Печать в древнем Шумере имел каждый свободный человек. Она представляла собой маленький резной цилиндрик из камня с отверстием по продольной оси, через которое продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной глиняной табличке и выполняла в древнем Шумере функции появившейся позднее подписи.
В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза).
Таким образом, дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени еще недостаточно оформились, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека — период раннего рабовладения был по преимуществу временем накопления эмпирических знаний в области врачевания.
Достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Вавилонии, Ассирии и других государств региона.






Читайте дальше:
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ. Клиническая медицина
ПСИХИАТРИЯ. Клиническая медицина
СТОМАТОЛОГИЯ. Клиническая медицина
Медицина в Древней Греции. ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ЛИГА ОБЩЕСТВ КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА
Красный крест и полумесяц. ДВИЖЕНИЕ ВРАЧИ МИРА ЗА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ
ВРАЧЕВАНИЕ В ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ 2 тысячелетие — середина 1 тысячелетиядо н. э.
ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 3 тысячелетие До н. э.— 4 век н. э.
МЕДИЦИНА НАРОДОВ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА 7 - 17 века