Главная страница

Походка и ходьба: механика здоровья




«Сегодня, когда я возвращался домой, прохожие на улице, вероятно, принимали меня за пьяного...
Я учился ходить. Как это трудно! Какого внимания требует наблюдение за равномерным, ритмическим движением двигательной энергии. Малейшая ее задержка или остановка — и уже ненужный толчок сделан, беспрерывность и плановость движения нарушены, акцентировка испорчена.
Да, люди не умеют пользоваться своим чудесным ножным аппаратом. Надо учиться! Надо учиться всему сначала: ходить, смотреть, действовать!»
Строки эти принадлежат перу Станиславского. Трудно себе представить? Да, именно Константин Сергеевич, основатель, столп нашей отечественной театральной школы.
В ходе нашей краткой беседы (к сожалению, заочной) мы еще не раз будем цитировать его слова, потому что каждая такая цитата расскажет нам много полезного, много того, что не так просто найти в медицинских трактатах.
Почему это так? Как случилось, что актер-профессионал смог увидеть и описать скрупулезно то, что обязан был сделать врач-профессионал?
Но это так. Люди театра, а не пациенты и врачи, первыми задумались о профилактике двигательных нарушений, так как движение было их жизнью, «хлебом». Но вот парадокс — прошло столько лет, а мы не спешим брать у них эстафету, удобно нежась в недрах мягких кресел перед телеэкраном.
Наши дети тоже не спешат и ограничиваются «зеркальной примеркой» боевых поз Брюса Ли или игры глаз Орнеллы Мутти (втайне надеясь на полную приключений «звездную» жизнь). Тихая лень витает над нами и очень по-русски убаюкивает все благие начинания. А начинать-то надо. «Надо учиться! Надо учиться всему сначала: ходить, смотреть, действовать!»
Холит ноги солдат, всего раз на марше плохо подвернувший портянки.
Холит ноги балерина, морщась от усталости после изматывающих репитиций-прогонов. Холит и бережет свои избитые ноги футболист. Но мы, живущие в покое, что мы знаем о них?
*   *  *
«Человеческие ноги... от таза до ступней — напоминают мне хороший ход пульмановского вагона. У него, благодаря множеству рессор, сжимающихся и умеряющих удары во всех направлениях, верхняя часть, где сидят пассажиры, остается почти неподвижной, даже при бешеном движении вагона и при толчках во все стороны. То же должно происходить при человеческой походке и при беге. В эти моменты верхняя часть туловища с грудной клеткой, плечами, шеей и головой должны оставаться без толчков, спокойными и совершенно свободными в своих движениях, как пассажир первого класса в своем удобном купе». (Здесь и далее в тексте — Станиславский К.С. Собрание сочинений под ред.М.Н.Кедрова. Т.З. — М.: Искусство,  1955).
НАШ КОММЕНТАРИЙ: функцию основного амортизатора для головы во время выполнения локомоции (пространственного перемещения всего тела) выполняет позвоночник. Четыре физиологических изгиба — два передних (шейный и поясничный) и два задних (грудной и крестцовый) составляют конструкцию, действующую по законам плоской пружины. Дополнительная амортизация происходит за счет сбалансированного с ритмом перемещения вдоха-выдоха и маятнико-образных движений рук за счет центробежных сил, снимающих часть нагрузки.
Наблюдайте за своей осанкой!
КОНТРОЛИРУЙТЕ ДЫХАНИЕ И ДВИЖЕНИЯ РУК ПРИ ХОДЬБЕ И БЕГЕ!
 
*. *  *
«Роль рессор выполняют бедра, коленки, щиколотки и все суставы пальцев ног. Их назначение — умерять толчки при ходьбе и беге, а также при раскачивании тела вперед, назад, направо, налево, то есть, так сказать, при килевой и носовой качках.
У всех у них есть еще другое назначение, заключающееся в продвижении вперед тела, которое они несут. Это надо делать так, чтобы корпус плыл ровно по горизонтальной линии, без больших вертикальных опусканий и подъемов.
... Для того чтобы яснее представить себе функцию ног и их отдельных частей, я скажу несколько слов о каждой из них. Начну сверху, то есть с бедра и таза. У них двойное назначение: во-первых, наподобие спинного хребта умерять боковые толчки и раскачивание туловища вправо и влево при ходьбе, а во-вторых, выбрасывать вперед всю ногу при шаге».
НАШ КОММЕНТАРИЙ: тазовый пояс, так же как и плечевой, действует по закону «рычага равновесия», но функционирует как опорная конструкция. Суммирующая сила тяжести верхних конечностей, головы, корпуса тела прилагается в точке опоры, расположенной в области последнего поясничного — первого крестцового сегмента позвоночника и направлена сверху вниз. Противодействующие силы, прилагаемые к полярным концам рычага (тазобедренные суставы), уравновешивают эту нагрузку и направлены в противоположную сторону, то есть снизу вверх.
Построение нижней конечности регламентировано так называемой «ди-рекционной осью», которая в нормальных условиях проходит через середины тазобедренного и голеностопных суставов, а все параметры длин костей бедра и голени коррелированы между собой таким образом, чтобы ось объединяла все три сустава по одной прямой.
Распространение противодействующих сил по дирекционной оси ставит в крайне невыгодные условия тазобедренные суставы, жесткость сочленения в которых не позволяет им участвовать в амортизации аксиальных (осевых) нагрузок (попался, Константин Сергеевич!), не позволяет компенсировать боковое раскачивание (приносим извинения, глубокоуважаемый Константин Сергеевич!).
ЖЕНЩИНЫ! НЕ ТЕРЯЙТЕ ЖЕНСТВЕННОСТИ ПОХОДКИ!
*   *   *
«Следующими после таза рессорами являются колени. У них также двойная функция: с одной стороны, передвигать корпус тела вперед, а с другой — умерять удары и вертикальные толчки при передаче тяжести туловища с одной ноги на другую. В этот момент одна из ног, принимающая на себя груз, находится в чуть согнутом в коленях положении, поскольку это необходимо для равновесия плечей и головы. После того как бедра исполнят до конца свою функцию продвижения туловища вперед и урегулирования равновесия, наступает очередь колен, которые выпрямляются и тем проталкивают дальше вперед корпус».
НАШ КОММЕНТАРИЙ: коленный сустав, имеющий седловидную форму, объединяющий бедро и кости голени, имеет две степени свободы, то есть в нем производятся движения по поперечной оси в боковой плоскости (сгибание-разгибание) и по передне-задней оси во фронтальной плоскости (отведение-приведение) .
При нормальной (неизменной) ходьбе угол основного сгибания в коленном суставе формируется еще в период опоры (при нагруженной конечности), а максимальный угол (55— 60 градусов) определяется лишь в период переноса. Сразу же при соприкосновении с плоскостью опоры начинается предваряющее сгибание в коленном суставе. Это действие направлено на компенсацию (амортизацию) переднего и заднего толчков.
Известно, что передний толчок — это результат взаимодействия силы тяжести движущегося тела с опорой, происходящего через удар пяткой вынесенной вперед конечности. При этом нога полностью выпрямлена, что должно было бы приводить к крайне значительным напряжениям во всех вышележащих суставах конечности в период опорной реакции. Однако сразу же после вхождения в контакт стопы и опоры возникает амортизирующее сгибание в коленном суставе на 8—16 градусов.
Однако надо учитывать, что не только сгибание, но и полнота разгибания коленного сустава обеспечивает полноценность выполнения ходьбы. Эта фаза является наиболее ответственной во время переноса тяжести тела. При этом участие мышц в обеспечении движения, за исключением силового влияния в интервале опоры, является очень ограниченным.
Основным источником энергии восполнения нормальной ходьбы являются реакция опоры в момент заднего толчка и сила тяжести всего тела — при ходьбе вертикальная составляющая опорных реакций в шаговом цикле превышает статический вес тела на 50% в фазе основных динамических толчков.
Задний толчок реализуется в момент отталкивания тела вперед и вверх, во второй половине двойного шага, что происходит за счет активного сгибания стопы. Это напряжение, сила реакции опоры которого так же, как и в случае переднего толчка, больше массы тела человека, предваряется сгибанием в коленном суставе. Достаточно сказать, что все движения отталкивания происходят при согнутом на 2/3 от полной амплитуды коленном суставе.
МУЖЧИНЫ! ПОМНИТЕ, ЧТО ОСНОВНАЯ СТОЙКА В КАРАТЭ — «ПОЗА ВСАДНИКА»!
ПРИСОГНУТОЕ КОЛЕНО — ЭТО СЖАТАЯ ПРУЖИНА!
*   *   *
«Третья группа рессор, умеряющих движение и вместе с тем продвигающих тело, — это щиколотки, ступни и все суставы пальцев ног. Ступня и особенно пальцы участвуют не только в этой работе, но имеют и другую функцию. Они умеряют толчки при  движении.  Их значение как в первой, так и во второй работе весьма велико. Это очень сложный, остроумный и важный для ходьбы аппарат, на который я обращаю ваше особое внимание».
НАШ КОММЕНТАРИЙ: голеностопный сустав — последний из рассмотренных крупных суставов нижней конечности, имеет одну степень свободы, обеспечивая выполнение движения в боковой плоскости по поперечной оси (сгибание, разгибание) и устойчивость, опороспособность стопы при выпрямленной конечности в положении стоя.
Одно из наиболее ответственных мест в обеспечении полноценной ходьбы принадлежит суставному аппарату стопы — так называемому периталар-ному сочленению, составленному из подтаранного и предплюсне-плюсневого суставов.
Данное анатомо-функциональное образование при трех степенях свободы движений нормальной стопы (боковые, передне-задние, скручивающие) обеспечивает полноценную связь с рельефом поверхности опоры, а соответствующие восходящие приспособительные реакции позной коррекции осуществляются за счет активной работы мышечного аппарата.
Одновременно с поиском устойчивости стопы происходят коррегирующие вращательные движения вокруг осей выше нижележащих сегментов, движения таза и бедренной кости относительно берцовых в коленном суставе, движения плечевого пояса относительно тазового.
Боковые раскачивания при ходьбе неизбежно связаны со скручивающими перемещениями. Периталарное сочленение, в котором таранная кость совершает сложные движения в трех плоскостях, относительно подтаранной пластины стопы является наиболее дистальной «точкой вращения» тела.
ОПТИМАЛЬНАЯ ОБУВЬ МЯГКО ФИКСИРУЕТ ГОЛЕНОСТОП!
*   *   *
«Существуют три приема пользования аппаратом ступни и пальцев ног, что создает три типа походки.
При первой из них ступают прежде всего на пятку.
При втором типе походки ступают на всю ступню.
При третьем типе, так называемой «греческой походке», а ля Айседора Дункан, ступают прежде всего на пальцы, потом движение перекатывается по ступне до пятки и обратно, по ступне к пальцам и дальше вверх по ноге.
Я буду говорить пока о первом типе походки, наиболее употребительной при наличии каблуков. При такой походке пятка первая принимает тяжесть тела и перекатывает движение по всей ступне до пальцев. Тем временем последние отнюдь не подгибаются под себя, а, напротив, как бы вцепляются в землю, наподобие звериных когтей.
По мере того, как тяжесть тела начинает давить и перекатываться по всем суставам пальцев, они выпрямляются и тем отталкиваются от земли, пока, наконец, движение не докатится до самого конца первого пальца ноги, на котором некоторое время, как на пуантах танцовщицы, опирается все тело, не прекращая при этом своего поступательного движения по инерции. Нижняя группа рессор — от щиколотки до конца первого пальца — играет при этом большую и важную роль».
ПОЛНОЦЕННАЯ РАБОТА СТОПЫ ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО В СВОБОДНОЙ, МЯГКОЙ ОБУВИ!
«...Все составные части ног... работают одновременно, в полном и дружном соответствии, соотношении и зависимы друг от друга... Описать пером их взаимоотношения и взаимопомощь невозможно. Их надо искать в себе во время самого движения, с помощью собственных ощущений».
КОММЕНТАРИЙ НЕ ТРЕБУЕТСЯ!
Пора приступать к делу.
ПРИГОТОВЬТЕСЬ К НОВОМУ ДНЮ!
Каждое утро, проснувшись, не спешите подняться — к этому надо еще приготовиться.
 1.        Лежа   на   спине.   С   максималь
ным   усилием   согнуть   ногу   (сначала
по одной, затем вместе) в голеностоп
ном суставе по направлению «к себе».
Почувствовать напряжение в передних
мышцах    голени.    Зафиксировать    это
ощущение. Повторить 3—4 раза.
2.         Лежа   на   спине.   С   максималь
ным усилием разогнуть ногу   (сначала
одну,   затем   вместе)   в   голеностопном
суставе   по   направлению   «от   себя».
Почувствовать напряжение в икронож
ных мышцах. Зафиксировать это ощу
щение. Повторить 3—4 раза.
3.         Лежа на спине. Выполнять опи
санные   упражнения,   чередуя   ноги   и
постепенно повышая темп.
4.         Лежа на спине.  Подошвой  (воз
вышенностью   у    1-го   пальца)    одной
ноги   с   усилием   растереть   тыльную
поверхность   (вдоль   плюсны   и   паль
цев) другой ноги. Затем сменить ноги.
5.         Лежа на спине. Подтянуть к се
бе   ноги,   разведя   колени   и   сомкнув
подошвы обеих ног:
а)         развести пальцы ног в стороны,
продолжая держать  крепко  сомкнуты
ми  пятки  и  поперечные  своды.   Вер
нуть   пальцы   в   исходное   положение
(и.п.), повторить 4—5 раз;
б)         выгнуть поперечные  своды стоп
так,  чтобы стопы  соприкасались  кон
чиками  пальцев  к  пяткам.   Вернуться
в исходное положение (повторить 4—5
раз);
в)         развести   широко   стопы,   держа
сомкнутыми   пятки.   Вернуться   в   и.п.
(повторить 4—5 раз);
г)         развести   широко   стопы,   держа
сомкнутыми   кончики   пальцев   обеих
ног. Вернуться в и.п.  (повторить 4—5
раз);
д)         повторить   всю   комбинацию   в
последовательности а) — г).
6.         Лежа на краю постели,  поднять
находящуюся к внешнему краю крова
ти ногу (по мере возможности верти
кально)   и  в  течение  полминуты  ин
тенсивно    выполнять    следующие    уп
ражнения:
а)         пальцы  ног сжать  «в  кулак» и
затем максимально растопырить;
б)         энергично сгибать-разгибать сто
пу в голеностопном суставе;  опустить
ногу с кровати так,  чтобы  таз  нахо
дился выше голени,  и сразу же про
вести  ряд  интенсивных   вращательных
движений стопой в направлении по и
затем  против  часовой  стрелки.  Затем
вновь поднять ногу и все повторить. По окончании повторной серии сменить ногу и продолжать упражнение другой.
7. Повернуться набок, подогнуть колени. Сильно согнуть-разогнуть ноги в голеностопных суставах. С помощью рук, отталкиваясь от ближней поверхности кровати, подняться до положения сидя и некоторое время спокойно свободно подышать. Несколько раз с усилием вдавить стопы в пол. Подняться до положения стоя, свободно подышать.
В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ...
Если вам приходится подолгу находиться в положении сидя, то и тут нельзя забывать о гимнастике.
1.         Исходное   положение   сидя   на
стуле. Приподнять одну ногу и поста
вить  стопу   «на   пуанты».   Снова  при
поднять ее и поставить уже на пятку,
легко   повернув   стопу   внутрь.   Повто
рять упражнение для каждой ноги от
дельно,    чередуя    их    и    увеличивая
темп движения.
2.         И.п.   сидя  на  стуле.   Выполнить
описанные   упражнения  двумя   ногами
вместе, придерживаясь при этом рука
ми за край сиденья.
3.         И.п.   сидя   на   стуле.   Вдавливая
стопы поперечным сводом в пол, раз
вести пятки как можно дальше кнару
жи.   Колени   держать   плотно   вместе.
Прочувствовать     напряжение     мышц.
 Стопы   сомкнуть.   Упражнение   повторить 4—5 раз.
4.         В этом же положении, опираясь
на носки,  совершать круговые движе
ния пяткой, перекатываясь поперемен
но сводом от первого к пятому паль
цу и наоборот. (Повторить 4—5 раз).
5.         И.п.    сидя   на   стуле.    Снимите
туфли.   Расслабьте   ноги.   Держа   пятки
прижатыми к полу, передвигайте стопы
вперед,  подтягивая ее сгибанием  паль
цев и приподнимая середину стопы,  —
движение гусеницы. Провести упражне
ния каждой ногой отдельно в направле
нии вперед и назад. Спешить не стоит.
Если вам на пути встретится лестница, то и здесь незачем спешить.
6.         Встать   на   ступеньку   лестницы,
рукой взяться за перила. Пальцы ноги
разместить на самом краю ступени  —
стопа  выпрямлена  в  линию.   Развести
пятки.  Легкими  пружинящими движе
ниями   опустить   пятки   вниз,    затем
приподнять   до   положения   стойки   на
носках. (Повторить несколько раз).
Не  стоит  терять   время,   если   вам пришлось стоять в очереди.
7.         Скрестите и по мере возможности
широко   расставьте   ноги,   держа   стопы
параллельно.    Пружинящим   движением
приподнять   пятки   от   пола   (земли)   и
снова  опустить  в  исходное  положение.
Так  проделать  несколько  раз   и  поме
нять скрещенные ноги местами.
Как сохранить свое нравственное, психическое, да и физическое здоровье в нашем мире, который в последнее время все больше оправдывает название «враждебной человеку окружающей среды»? Как восстановить связь с ценностями, привитыми с детства, потерянную из-за навязываемых стереотипов? Как обрести естественный взгляд на вещи?
Альвика Александровна БЫКОВА владеет тайной индивидуального диагноза и индивидуальных методик лечения страдающих людей. В своей лаборатории эстетикотерапии она разработала методы использования эстетических переживаний человека с целью его оздоровления, т.е. помощи человеку  с  помощью  его  собственной
 
бионергии, — энергии его собственных эмоций, его канала «мне нравится», его либидо к объектам среды обитания. Это и обучение тому, как использовать свои влечения с целью оздоровления помыслов, жилища, одежды, интерьера, пищи, воды и т.п.
Без активного, творческого, увлеченного участия самого пациента в решении своих проблем все благие намерения целителя в лучшем случае могут дать лишь кратковременный успех. Основная установка лаборатории: «пациент всегда соавтор», «эс-тетикотерапия — взаимно суггестивный процесс». Активизируя и направляя его, целитель провоцирует самоисцеление пациента, увлеченного своим оздоровлением.






Читайте дальше:
Возможности лечения
Причины нарушений мозгового кровообращения. Основной причинойкровоизлияния в мозг является высокое артериальное давление
Повышение содержания холестерина в крови гиперхолестеринемия. Повышениеартериального давления артериальная гипертония. ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ИНСУЛЬТА
Физическая активность. Как бросить курить. ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯИНСУЛЬТА
Куклотерапия как она есть у нас. Возможности лечения
СОВЕТЫ БОЛЬНОМУ ПЕРЕНЕСШЕМУ ИНСУЛЬТ
РАЗГЛЯДЫВАНИЕ ТОГО ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ. Эстетикотерапия. Малые формы
АНАЛИЗ ЦВЕТОФОРМАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ЧАСТЕЙ ЦЕЛОГО. МОЛЧАНИЕ ТИШИНА И ПОКОЙ.Эстетикотерапия. Малые формы
Как быть с болезненными страхами. Лечение возвышением души
ЭСТЕТИКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ. Я К ВАМ ПИШУ. Эстетикотерапия. Малыеформы
Возможности семантической психокоррекции Mental Correction. Сутьпсихосемантического анализа Mental Probe. Компьютерные технологии психоанализаи психокоррекции
ЭБЬЮЗ НЕРУШИМЫЙ Часть II - Новая гармония
Как быть с болезненной застенчивостью? Как быть с болезненными страхами.Лечение возвышением души
Посмертный опыт души. Феномен прямых голосов
НОУ-ХАУ ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ. Ритуальная психотерапия: экстатическиесостояния
Самолечение или болезнь. Измененные состояния сознания. НОУ-ХАУТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ
Как быть с избирательным мутизмом. Как быть с болезненнойзастенчивостью. Лечение возвышением души