Главная страница

Брать ли ребенка на руки? В. П. ПРАЗНИКОВ, кандидат медицинских наук




В. П. ПРАЗНИКОВ, кандидат медицинских наук
 
Следуя естественному порыву, мать спешит взять малыша на руки, как только он заплачет. Отец, наоборот, требует проявить в подобной ситуации максимум выдержки и не подходить к кроватке, даже если настойчивое «уа-уа» не смолкает уже целых полчаса. Бывает, что «мягкотелость» проявляют бабушки, а молодые родители дружно заявляют о своей решимости воспитать ребенка так, чтобы он во время бодрствования всегда спокойно лежал в кроватке или играл в манеже, вполне удовлетворенный собственным обществом.
Что и говорить, для взрослых это было бы большим облегчением. И не потому ли они пытаются убедить себя в том, что ребенка вообще не надо брать на руки?
Главный довод в таких случаях один: разбалуется, станет капризным, не будет слезать с рук. Конечно, если не знать меры, так оно и может получиться, а хорошего в этом действительно мало. Ведь если брать ребенка на руки, как только он заплачет, у него может сформироваться «патологический» рефлекс, и он будет добиваться этой привилегии плачем и криком.
Но хорошо ли лишать ребенка родительской ласки, постоянно отказывать ему в том, что является его естественной потребностью?
Испокон веков мать и маленький ребенок воспринимались как нечто нерасторжимое. Подумайте, и в вашей памяти всплывут десятки картин, изображающих женщину с младенцем на руках. Просто популярный художественный прием? Нет, скорее символ, мудрое обобщение важнейшей жизненной закономерности. Взаимоотношениям матери и ребенка посвящено много исследований. И всегда вывод был один: надолго отлучать ребенка от матери нельзя!
Психологи утверждают, что недостаток родительской ласки в раннем возрасте вредно сказывается на формировании личности. Но и с точки зрения физиологии можно привести немало доводов в пользу того, что время от времени ребенка брать на руки полезно и необходимо, что это не баловство, а существенный элемент правильного воспитания, особенно на первом году жизни.
У новорожденного головка еще не держится и без опоры беспомощно запрокидывается или свисает набок. Удерживать головку, пожалуй, первое, чему он должен научиться. И это же—один из первых показателей нормального развития: не случайно, оценивая состояние малыша к концу второго месяца жизни, врач прежде всего интересуется, может ли он держать головку.
Приобретение необходимых навыков не только дело времени, но и результат направленного воздействия на организм: дети, которых каждый день ненадолго кладут на живот, начинают держать головку быстрее и увереннее.
Условия для укрепления и тренировки шейных мышц создаются и тогда, когда ребенка, начиная с 3—4-й недели, по нескольку раз в день на 5—10 минут берут на руки, но уже не в горизонтальном положении, а как бы полулежа, постепенно приближая его положение к вертикальному.
Малыш растет, периоды его бодрствования увеличиваются. Лежа на спине, он быстро-быстро двигает ручками и особенно ножками. Нет сомнения в том,  что  эти движения  очень полезны. И в такие минуты брать ребенка на руки, тормозя тем самым его естественную активность, не следует.
Но маленький быстро устает—это выражается гримасой недовольства, плачем, а подчас и криком. Вот сейчас стоит взять его ненадолго на руки, дать передышку, чтобы потом, водворенный в кроватку, он снова стал интенсивно двигаться.
С той самой поры, когда ребенок начинает хорошо держать головку и поворачивать ее, он уже и на руках ведет себя активно. Получив новую «точку обзора», осмысленным взглядом следит за окружающим, проявляет интерес к новым предметам. Так обогащаются впечатления, идет познание мира. Если же никогда не брать малыша из кроватки, не ходить с ним по комнате, он будет лишен важного фактора, способствующего психическому развитию.
У ребенка, которого время от времени берут на руки, придавая ему вертикальное положение, лучше и быстрее формируется поза стояния. А это важно, в частности, и потому, что вертикальное положение и начало ходьбы способствуют совершенствованию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
Конечно, на руках приятно, он готов провести так хоть целый день. Особенно если в кроватке или манеже его ничто не привлекает. Умейте занять ребенка, научите его играть с игрушками, и он не будет постоянно проситься на руки.
Самая острая ситуация возникает, конечно, когда ребенка укладывают спать. Многие дети именно в это время больше всего капризничают.
Мы уже писали о том, что утомление у ребенка проявляется повышенной двигательной активностью, расторможенностью и что перед сном допустимо дать малышу пустышку—она помогает снять эту возбудимость (см. «Здоровье» № 2, 1976 г.). А вот брать на руки не следует.






Читайте дальше:
Подросток рядом с нами - О. Д. МИШУРОВСКАЯ, М. С. ХРИСАНОВА, судебныепсихиатры
Хорошее настроение из папье-маше
Если на ноге пяточная шпора. X. А. МУСАЛАТОВ, кандидат медицинских наук
Стоимость лечения. Лечение престарелых
В беде не оставим. После выступления журнала
Врач разъясняет, предостерегает, рекомендует. Вы перенесли инфарктмиокарда В. И. МЕТЕЛИЦА, доктор медицинских наук
питательные легкоусваивающиеся смеси созданы для искусственного исмешанного вскармливания детей первого полугодия жизни
Юридическая консультация. Может ли муж требовать развод в то время,когда жена ждет ребенка? И обязан ли он обеспечить ее в случае развода
Осторожно, лекарства! Совместимые и несовместимые. И. Г. ЛАВРЕЦКИЙ