Главная страница

Первый год жизни ребенка




Первый год жизни ребенка—это период самого интенсивного физического развития. Со дня рождения малыш утроил массу тела, вырос на 25 сантиметров, у него прорезались зубы, он научился жевать и отвык от груди. Кончилось младенчество, начинается раннее детство...
 ПЕРВЫЕ  ШАГИ
В 11—12 месяцев ребенок уже делает свои первые неуверенные шаги. Одни малыши боязливы и долго не расстаются с поддержкой, другие, наоборот, отважно отталкивают ее и бросаются в пространство, как в воду, но только не сложив, а широко раскинув руки... Срабатывает инстинкт: так легче сохранить равновесие!
Чем решительнее малыш, тем чаще он будет падать и, конечно, может и ушибиться и испугаться. В такие моменты необходимо проявить выдержку—не ахайте, чтобы не испугать еще больше, не спешите поднять: усилие, которое ребенок делает, чтобы встать, укрепляет его мышцы, развивает координацию движений.
Некоторые родители пробуют использовать ходунки, вожжи. Но они ограничивают самостоятельность и инициативу малыша. А ведь ему необходимо преодолевать трудности! Пройдет немного времени, и вы заметите, что он как будто сам их себе создает: можно пройти между стульями, а он обязательно пролезет под стулом, карабкается на горку вместо того, чтобы ее обойти.
Успехи в овладении ходьбой во многом зависят от того, правильно ли подобрана обувь малыша. Мягкие пинетки, тапочки сейчас ему не годятся. Желательно, чтобы он дома ходил в кожаных ботиночках. Если подметки скользкие, потрите их наждачной бумагой или—слегка—напильником.
Когда гуляете с ребенком на улице, держите его попеременно то за одну, то за другую руку. Это нужно для того, чтобы предупредить нарушение осанки. Будьте, кстати, осторожны: бывает, что ребенок начинает падать   и взрослый невольно сильно и резко дергает его руку вверх, а так может произойти вывих плечевого сустава.
Еще более вероятна такая травма, когда родители, перенося ребенка через лужу, канаву или просто играя, берут его за обе руки и подымают высоко. Не советую так делать, хотя малышам это и очень нравится.
Хочу еще раз напомнить, что развитие навыков и рений у детей очень индивидуально и отставание от средних норм на полтора-два месяца не должно вас огорчать. Не пытайтесь специально форсировать начало ходьбы—это бесполезно. Единственный эффективный стимул—хороший уход за ребенком, гимнастика, массаж, максимальное пребывание на свежем воздухе.
 
ПИТАНИЕ
Набор продуктов для годовалого ребенка остается почти таким же, каким он был в 9—10 месяцев, но несколько меняется их кулинарная обработка. Вместо мясного пюре готовьте малышу паровые фрикадельки или котлеты, мясное суфле; овощи для супа не протирайте, а режьте мелкими кусочками; попробуйте и овощное пюре заменить овощами, сваренными до мягкости и нарезанными кубиками, кружочками.
Введите и новое блюдо: рыбное суфле, рыбную фрикадельку. Но если у вашего ребенка диатез, с рыбой лучше пока повременить, так как у некоторых детей она вызывает аллергические реакции.
Совет, каким должно быть питание при диатезе, пригодный для всех, дать трудно. Многое зависит от индивидуальных реакций да и от общего состояния ребенка в данный момент. Но обычно рекомендуется мясные бульоны заменять овощными супами, уменьшать в рационе количество сахара. Если морковь, помидоры, цитрусовые усиливают проявления диатеза, их надо исключить из рациона, а взамен давать больше тех овощей и фруктов, которые ребенок переносит хорошо. Обычно этс капуста, кабачки, яблоки. Из каш предпочтительнее гречневая, рисовая, овсяная. Картофель для пюре, супа лучше предварительно вымачивать в холодной воде в течение 10—12 часов, чтобы удалить крахмал. Пюре заправляйте не сливочным, а растительным маслом.
Корригировать питание такого ребенка конечно, нелегко. Но не приходите в отчаяние: с возрастом повышенная чувствительность к некоторым продуктам ослабевает.
ЗАКАЛИВАНИЕ, ГИМНАСТИКА
Делайте гимнастику и закаливающие процедуры и помните, что перерыв в течение одной-двух недель снижает закаливающий эффект, достигнутый за долгие месяцы. Конечно, нельзя заниматься, если ребенок болен, но никакие другие обстоятельства не должны приниматься во внимание:
Надо каждый день делать ребенку воздушную ванну, влажные обтирания. К этому советую добавить контрастные обливания для ног. Опустите ноги ребенка в тазик с водой, температура которой 34 градуса, обмойте стопы, голени и тут же облейте из кувшина или лейки водой, температура которой должна быть на один градус ниже. Каждую неделю снижайте температуру той и другой воды на один градус, но не ниже плюс 22—20 градусов. Лучше всего эту процедуру проводить после дневного сна, перед обедом.
Прежний гимнастический комплекс (см. «Здоровье» № 9 за 1984 г.) уже надо немного изменить. Вы сами почувствуете, какие упражнения стали для вашего малыша слишком легкими—их можно не делать или усложнить.
Чтобы ребенку было интереснее, используйте простые приспособления—пластмассовые кольца, палочки.
Поставив ребенка перед собой (спиной к себе) и придерживая его колени, попросите его, чтобы он нагнулся и достал кольца, лежащие впереди. Если он может присесть на корточки, дайте ему ухватиться за палочку и, потягивая за нее, побуждайте выпрямиться и встать.
Гуляйте с ребенком три раза в день—утром, после завтрака, днем, после обеда, и вечером, перед купанием и ужином,—в общей сложности не меньше четы-рех-пяти часов, а если погода позволяет, то и больше.
 
ПОЧЕМУ КАПРИЗЫ?
Ваш спокойный и покладистый ребенок стал капризным и упрямым, часто плачет, не поддается уговорам. Неужели у него будет плохой характер?
Не спешите с такими выводами—в этом возрасте многие дети становятся более возбудимыми. Некоторые специалисты даже говорят о «кризисе первого года». Почему же это происходит?
Видимо, причина в значительной перемене образа жизни ребенка, в обилии новых впечатлений, росте потребностей, которые он не всегда может удовлетворить.
Пока он проводил все свое время в кровати, коляске, манеже, его окружающий мир был довольно ограниченным, а сейчас он ходит по всей квартире, просто ошеломленный обилием интересных и непонятных предметов. Все хочется потрогать, ощупать, сдвинуть с места, взять в рот (младенческий способ познания!), но это горячее желание почти всегда пресекается запретом, окриком взрослых. У него отнимают самые интересные вещи или его самого хватают, уносят, сажают в надоевший манеж. Как тут не заплакать?
Чтобы предотвратить такие огорчения, уберите подальше все, что малыш мог бы опрокинуть на себя, разлить, разбить. Дайте ему достаточно игрушек, с которыми он бы охотно занимался. Дети этого возраста любят открывать и закрывать разные коробочки, вкладывать их друг в друга, греметь ими. Успехом пользуются пирамидки, матрешки, но еще больше нравятся кастрюльки, ложки, крышки. И не беда, если вы иногда позволите поиграть с одним из этих заманчивых предметов.
Причиной повышенной раздражительности могут быть и трудности становления речи. Ребенок еще не умеет выразить свое желание словами и нервничает, когда взрослые его не понимают.
Помогайте малышу, развивайте его речь: называйте окружающие предметы, поясняйте свои действия. Дети часто придумывают свои собственные слова; они очень забавны, но не пользуйтесь ими: с ребенком надо говорить не искаженным, а правильным, ясным языком.
Многие малыши не любят одеваться на прогулку—их утомляют долгие сборы, а часто и одежда сама по себе вызывает дискомфорт. Проверьте, не тесна ли резинка на колготках, рейтузах, не слишком ли туго вы завязываете шапочку? Постарайтесь отвлечь малыша, одевая, разговаривайте с ним, дайте ему в руки носок, варежку—пусть пытается что-то надевать сам, это примирит его с необходимой процедурой.
Иногда ребенок, уже привыкший пользоваться горшком, вдруг начинает протестовать против ваших попыток усадить его. Что случилось? Возможно, однажды горшок был холодным, больно врезался краем, и это неприятное ощущение запомнилось. Точно так же купание может неожиданно для вас вызвать резкую негативную реакцию. Объяснение ищите в каких-то ваших упущениях—то ли воду случайно сделали горячей, то ли мыло попало в глаза малышу, то ли еще что-нибудь.
Капризы, плач, непослушание естественны для ребенка этого возраста, как эпизод. А общий фон его настроения в норме радостный. Он ест, купается, гуляет, играет с удовольствием.
Открытая улыбка, нормальный аппетит, упругая розовая кожа, живость движений, спокойный сон говорят о том, что ребенок здоров и развивается нормально.
Сегодня заканчивается цикл наших бесед. И мне хотелось бы в заключение' сказать родителям, что все хорошие качества человека, его умения, навыки, знания, даются обучением и воспитанием. Но ребенок не «чистая доска», на которой вы легко запишете все, что захотите. У каждого—свои особенности. И любить ребенка—значит понимать, чувствовать его индивидуальность, преодолевать все, что есть в нем отрицательного, нежелательного, и бережно поддерживать, умножать, терпеливо воспитывать положительные качества. Этот принцип в равной мере относится и к укреплению здоровья и к формированию личности.






Читайте дальше:
Первый год жизни ребенка
Рецепты на Новый год
Самолечение
К 40-летию Великой Победы
С сессии общего собрания АМН СССР. Уроки Пирогова
Причины и лечение кариеса. Кариес Г. Н. ПАХОМОВ, профессор
Возрастные изменения костей А. В. КАПЛАН, профессор
Сульфат магния - Что представляет собой горькая соль? При какихзаболеваниях ее применяют