Главная страницаРок-музыка и опера. Тамара Синявская
— Когда вы последний раз были в опере?— спрашивала я людей самого разного возраста. Те, кому за тридцать, отвечали так: месяц назад, год назад и объясняли это невозможностью попасть в театр, неинтересным репертуаром, низким подчас уровнем исполнения, дефицитом времени, наконец. Молодые же были единодушны: опера им неинтересна. Почему? И что .'ль; должны сегодня сделать, чтобы ее прекрасный мир открылся их душам? На эти вопросы я попросила ответить известную оперную певицу солистку ГАБТ СССР артистку СССР Т. И. СИНЯВСКУЮ.
А разговор у нас начался с рока. Именно рок воспринимаемся большинством молодых людей музыкой сегодняшнего дня — это гимн социальной активности молодых, стремлению изменить жизнь к лучшему. Зал живет одними мыслями, чувствами, слушатели и исполнители слиты воедино, ведь стремление к групповой сплоченности так свойственно 13—15-летним. Да и научились наши «металлические группы» делать рок-программы ярко, интересно, используя внешние кино-, театральные и хореографические эффекты.
— А как вы относитесь к року?— спросила я Тамару Ильиничну.
— Простите, но рок мне неинтересен. Хотя, вспоминая себя пятнадцатилетней, думаю, что тогда ответила бы по-другому. Ведь у нас тоже был свой рок, только назывался он буги-вуги, твист, шейк. И в том, нашем, и в нынешнем увлечении молодых музыкой авангарда ничего страшного нет. Юное поколение выпускает из себя джинна. Джинна молодого, с бьющей через край энергией Они как молоденькие зверьки. Ну и пусть визжат до поры до времени, захлебываясь от гнева или восторга. Это нормальный, естественный процесс, через который проходит каждый из нас в этом возрасте. И не пойдут они на «Бориса Году-, нова» сейчас. Ибо скучно им там, хотя Мусоргский написал прекрасную музыку. Рок я считаю примитивным и однообразным. Но роком, видимо, надо переболеть. А если рок, и только рок, продолжают слушать и в 25, и в 30, и в 35 лет — это говорит уже о духовной бедности человека, ограниченности его интересов. Надо стремиться быть развитым всесторонне, и в музыкальном плане тоже. В разные минуты жизни хочется слушать разную музыку. Меня, например, прелюдии Шопена умиротворяют, а Бах, наоборот, будоражит мысли, чувства, долго не дает заснуть.
— А вы знаете, Тамара Ильинич
на, я об этом тоже подумала в тра
гические декабрьские дни. Когда
увидела на телеэкране разрушен
ную, разоренную стихией Армению.
Невыносимо было смотреть на сле
зы женщин и детей, на слезы муже
ственных и сильных мужчин, разби
рающих завалы домов, где заживо
погребены жены, дети, матери... Ко
мок стоял в горле. Помню, вслед за
этими кадрами зазвучала музыка из
балета «Спартак» А. Хачатуряна.
В эту минуту именно такая музыка
нужна была душе: она действовала
фантастически. Передача шла даль
ше, а я еще долго не могла выйти
из сильнейшего эмоционального
стресса. Словами его не описать,
надо пережить, прочувствовать са
мому.
— Конечно, только сопереживание
дает глубину чувства. В 13—15 лет
ребят волнуют прежде всего личные
проблемы. Они — первые в их жизни.
И оттого безответное первое чувство,
например, воспринимается, как вели
кая трагедия. Я уверена, что в подоб
ные минуты никто из них не останется
равнодушным, когда Татьяна поет:
«Не спится, няня...= Ибо возяжает со
переживание. Беда в том, что не всегда рядом оказывается человек, который мог бы приобщить подростка к музыке. И если дома классическая музыка никогда не звучит, да и родители далеки от ее понимания, кто подскажет их сыну, дочери, ЧТО можно послушать в минуты страданий, волнений, счастья? А много ли вы семей знаете, где музицируют по вечерам? Пусть не сами играют, пусть пластинки слушают, на концерты ходят и делятся потом впечатлениями. Ребенок воспитывается духом семьи — истина стара.
— Родители порой и хотели бы, да не знают, что посоветовать детям, на какой концерт пойти завтра, а на какой— через год, два. Кто им может помочь, как вы считаете, Тамара Ильинична?
— В этом отношении незаменимы
образовательные музыкальные ве
чера для юношества. Стыдно сказать,
но как часто они проходят в полупу
стых залах.
— Тамара Ильинична, а вас
в детстве привлекали такие кон
церты?
— Нет, я была далека от оперы, от
классической музыки. Просто много добрых людей было вокруг, они подсказывали, наставляли, направляли. У нас во дворе,— какое доброе старомосковское определение, жил преподаватель музыки. Он всегда говорил маме: -Сделайте все, чтобы Тамара много читала и много слушала музыку. Сделайте для этого все, что в ваших силах, и все. что выше. Тогда она станет образованным человеком и сама найдет свою дорогу». Он оказался прав.
Во многом я благодарна школе. У нас был свой драмкружок, поэтические кружки. Я ходила всюду, потому что любила петь, танцевать, читать стихи, любила нашу школьную сцену.
А вот оперу тогда не любила. В драматических спектаклях, которые передавали по радио, слышала интонации актеров и часами могла просиживать у радиоприемника, не шелохнувшись, а в опере все казалось непонятным: слов не разобрать, непонятно, о чем поют. Правда, основы музыкальных знаний я получила, когда занималась в ансамбле Локтева, но там мы пели в основном пионерские песни. В оперу влюбилась, когда поступила в музыкальное училище при Московской консерватории. На занятиях мне предложили спеть арию, и я впервые увидела, как это красиво, как ложится на голос, как это мне подходит,
Если молодые говорят, что не любят классическую музыку, я им не верю. Они ее просто не знают. Сначала на них обрушивается шквал звуков. В этот мир войдешь не сразу, и раскрывается он постепенно, но чем больше слушаешь, тем больше понимаешь.
— Тамара Ильинична, на ваш
взгляд, какую роль играет опера
в формировании личности чело
века?
— Огромную, как никакой другой
вид искусства. Пение передает бога
тую гамму человеческих переживаний
в тончайших оттенках. Через различ
ный строй вокальных интонаций в опе
ре раскрывается психологический
склад каждого действующего лица,
передаются особенности его характе
ра и темперамента.
А прислушайтесь к оркестру. Он ведь не просто поддерживает вокальные партии. Он как бы передает «подводное течение» действия, досказывает, довершает ситуацию, доводя ее до наивысшей точки напряжения.
Вслушайтесь в «Князя Игоря». Всецело отдавшись звучанию голосов хора, чувствуешь, насколько велик и силен народ наш русский. И если в суете житейских будней мы редко задумываемся о своей Отчизне, о долге перед ней, то опера будит мысли, а самое главное— наполняет сердце великой гордостью за страну, в которой родился.
Надо в оперу только вслушаться, ох как она научит жить! Образы разные. Марина Мнишек например, лгунья, честолюбивая, властолюбивая. Для меня она существует только как сценическая героиня. Я никогда не смогу ее полюбить. И не стремлюсь ее петь. Только ради красоты оперной, чтобы взять рубеж, шагнуть еще на ступеньку выше. Поэтому и на сцене видно, что не лгу. поэтому Марина не получается., до сих пор не получается. Власти нет в голосе, честолюбия нет. Любашу люблю. Любаша страдает. Это мое. Не люблю розовых героинь, они одноплановы. А эти, господи... Сколько чувства, страсти, жизни!
— Тамара Ильинична, вы так
убедительно рассказываете о вол
шебстве оперы, о том, какие не
обыкновенные чувства она рожда
ет в душе человека, и мне подума
лось: как все-таки обкрадывают
себя молодые, оставаясь равно
душными к удивительному миру та
кой музыки. Но как же приобщить
нашу молодежь к опере?
— Прежде всего надо раскрыть
молодым богатый мир музыки. Нужна
реклама. Да, да, не удивляйтесь,
именно реклама. Ведь никто не рекла
мирует классическую музыку. В на
шем театре Б. А. Покровский потря
сающе поставил фантастическую опе
ру-балет «Млада», но кто об этом зна
ет? В основном только те, кто всегда
ходит в оперу. Нет притока новых слу
шателей.
Обязательно надо показывать по телевизору интересные отрывки из оперных спектаклей. Вспомните, как нам Метрополитен-опера разрекламировала «Трубадура». Все тогда, не отрываясь, сидели у телевизоров до полуночи.
— Но какое там было созвездие
голосов! Лючано Паваротти, Доло-
ре-Мария Зайц, Эва Мартон...
— А у нас ведь есть голоса не
хуже, да и постановка не самая сла-
бая. Но это никто не рекламирует. Вы знаете, сколько интересного можно показать из Большого театра?
— Представляю.
— А за рубежом молодежь инте
ресуется оперой?
— За рубежом сейчас, пожалуй,
расцвет оперного искусства. Все идет
от воспитания, от семьи, от школы.
Детей там с детства учат любви к опе
ре. Пусть не каждому дано стать пев
цом, но понимать, наслаждаться пени
ем дано почти всем.
Во многих странах, между прочим, в каждом большом универмаге не рок звучит, а классическая музыка. Вот вам и воспитание чувств!
— Тамара Ильинична, и еще не
сколько вопросов личного плана.
Раньше вы часто выступали с му
жем — Муслимом Магомедовичем
Магомаевым — на праздничных
концертах, новогодних «Огоньках».
Почему теперь мы вас не видим
вместе?
— Это не от нас зависит. Видимо,
раньше по-другому строилась про
грамма праздничных вечеров, больше
давали популярную классику, сейчас
отдается предпочтение эстраде.
Но мы пели и продолжаем петь вместе. Гастролируем по стране, за рубежом. Выступали в Шотландии, Италии. Швейцарии.
— Не ревнует вас муж к сла
ве, которая шагнула за пределы
страны?
— Я не считаю, что у меня огром
ная слава. Мой муж умный, серьезный
музыкант, и поэтому о ревности к сла
ве не может быть и речи.
У каждого из нас бывают периоды в жизни, когда мы поднимаемся на гребень волны, она несет нас стремительно, а потом выбрасывает на берег. И снова подхватывает.
Наоборот, я считаю, что у мужа — взлет творческих сил как музыканта, певца. И еще, что явилось неожиданностью для меня самой,— в нем открылось литературное дарование. Недавно на радио он подготовил передачу о Марио Ланца, и ему предложили написать книгу об этом необыкновенном американском теноре. Над- ней он сейчас и работает.
— Что вы пожелаете читательни
цам нашего журнала в канун празд
ника 8 Марта?
— Женщина — это нежность
и женственность, а посему как можно
скорее избавиться от эмансипации.
Беседу вела В. ШКОЛЬНИКОВА
Читайте дальше:
Если вы начали полнеть
Эхо истории - тайны медицинских текстов
Лечение от стрессов. Психоэмоциональный стресс
Головная боль, мигрень
После операции по поводу удаления камня из почки
Лечение туберкулеза в Казахстане
Муж при родах. Реакция Вассермана