Главная страница

Фундамент здоровья




М.Г.КАМЕНЦЕР, методист Республиканского врачебно-физкультурного диспансера Минздрава РСФСР

О значении физкультуры для здоровья ребенка говорят и пишут так много, что, казалось бы, нет родителей, которые этого не знают. Но вот парадокс! Любой учитель физкультуры покажет вам огромное количество «освобождений» от своего урока. И большинство из них не справки от врачей, а записки от родителей. Считая физкультуру предметом несерьезным, они стараются за ее счет сэкономить время своего ребенка на что-нибудь, с их точки зрения, более полезное и перспективное. Зачем, мол, будущему физику баскетбол, а музыканту —гимнастика?
Справедливости ради скажу, что родители порой просто не видели ощутимой пользы от уроков физкультуры, потому что в некоторых школах слишком мало уделялось внимания общей физической подготовке ребят.
Сейчас школа перестраивает свою работу. В новой комплексной программе по физической культуре еще больше внимания уделяется общему физическому развитию детей. Это ставит конкретные задачи и перед родителями.
На уроках физкультуры дети будут овладевать основами физической культуры, приобретать полезные навыки, которые им пригодятся в жизни, например, умение долго ходить, не уставая, легко бегать. Но полностью восполнить дефицит двигательной активности не может даже самый хороший урок физкультуры.
Специалисты подсчитали, что норма двигательной активности школьников —10— 12 часов в неделю. А это значит, что они должны заниматься физкультурой и дома.
Родители обязаны взять на себя роль организаторов занятий. Только в этом случае они могут рассчитывать на то, что их ребенок будет расти здоровым и крепким, станет выносливым, собранным, уравновешенным.
Меня нередко спрашивают родители, с чего начинать занятия. И я всегда отвечаю, что с самого простого—ОФП, то есть общей физической подготовки ребенка. Для нее не нужно никаких особых условий и специальных снарядов. Это обычные упражнения, отобранные с учетом того, какие физические качества ребенка требуют развития. Их можно найти в популярной литературе или обратиться за помощью к школьному учителю физкультуры.
Такой путь намного проще и эффективнее того, который избирают иные родители. Преодолев массу трудностей и затратив немало сил, они строят так называемые стадионы в квартире и, считая на том свою миссию оконченной, уже не заботятся об организации самих занятий. В результате—испорчен интерьер, недовольны соседи, а польза сомнительная. Ведь любое сооружение само по себе может лишь ненадолго возбудить интерес ребенка. Вкус к физической культуре формируется у него только в процессе самих занятий. И без участия и примера родителей здесь не обойтись.
В семье очень важно создать такую атмосферу, чтобы было просто невозможно не заниматься физической культурой. Если девочка видит, как мама изо дня в день делает зарядку, зимой катается на коньках, летом играет в теннис, она без всякой агитации станет заниматься физкультурой. Более того, со временем поймет, что только это помогает маме быть стройной, моложавой, и будет следовать ее примеру.
Для мальчика такое же значение имеет пример отца. Моему сыну было 14 лет, когда я сказал ему: «Ты станешь настоящим мужниной, как только поборешь меня». Эту шутку он воспринял всерьез, и я не жалею об этом. Стремление не отстать, а в чем-то и превзойти отца заставило его постоянно работать над собой, помогло расти здоровым, смелым, уверенным в своих силах.
Не менее важно правильно организовать занятия с детьми, чтобы их интерес к ним не угасал.
Учтите, что ребенок очень нуждается в постоянной оценке своей деятельности. Он должен видеть результаты своего труда, сам убеждаться в том, что стал дальше прыгать, быстрее бегать. Поэтому 2—3 раза в месяц обязательно проводите тестирование (вариант таких тестов опубликован в № 3 «Здоровья» за этот год) и фиксируйте внимание ребенка на его достижениях. Пусть он все время побивает рекорды, одерживает победы. Но только сам над собой! Сравнивать его результаты с результатами более подготовленных сверстников не стоит. Он может разувериться в своих силах, потерять интерес к занятиям.
Так же регулярно следует
проводить простейшие антропометрические измерения у детей: определять объем грудной клетки, голени, бедра, бицепса, талии. Мальчиков очень стимулирует к дальнейшим занятиям увеличение объема грудной клетки, бицепсов. Девочек—улучшение пропорций фигуры.
Но чтобы результаты были действительно убедительными, нужно заниматься систематически. Ни срочные дела, ни усталость не должны отодвигать занятия на следующий день. Ведь физкультура не только укрепляет здоровье, но и дисциплинирует, воспитывает целеустремленность.
Нередко родители жалуются на то, что даже регулярные занятия не дают желаемых результатов, из-за этого ребенок разуверивается в возможностях физкультуры. Происходит это, как правило, потому, что тренировки проводят неправильно.
Занимаясь с ребенком, не останавливайтесь на том, что он уже освоил, постоянно увеличивайте количество и темп выполняемых упражнений! Усложняйте задания. Разумеется, очень постепенно и осторожно. Контролировать нагрузку можно по пульсу. Если ребенок относится к основной медицинской группе, его пульс, равный 110 ударам в минуту, свидетельствует о малой нагрузке; 110—124—об умеренной; 125—139—о средней; 140-154—0 высокой; 155 и выше—о чрезмерной.
И, наконец, вооружитесь терпением. Поверьте, что в конце концов ваш кропотливый труд увенчается успехом: физкультура станет для ребенка потребностью и радостью, укрепит его здоровье, закалит волю.






Читайте дальше:
Зубной камень мне совсем не мешает, а врач настаивает на его удалении.Разве его обязательно удалять, не испортятся ли от этого зубы
Перекись водорода гидроперит - какими свойствами обладает перекисьводорода
Психические расстройства
Сколько нужно есть хлеба
массаж ног начинают с массажа ягодицы. В положении стоя перенеситетяжесть тела на правую ногу; левая слегка согнута в колене
Инжир – фиговое дерево
Учите детей любить труд
Пояснично-крестцовый радикулит
Бутерброд для... крыс