Главная страница

Готовьте ребенка к школе




Т. Н. СОРОКИНА, кандидат медицинских наук
 
 
Чтобы ребенок мог успешно учиться, к моменту поступления в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты те системы и функции организма, которые начинают испытывать повышенную нагрузку с самого начала обучения (врачи и педагоги называют их школьно необходимыми). Прежде всего это относится к центральной нервной системе. Ребенок должен уметь тормозить свою двигательную активность, иначе ему будет трудно высидеть школьный урок, внимательно воспринимать то, что говорит учитель, осваивать чтение и письмо.
Для того, чтобы ребенок овладел письмом, рисованием, необходимо, чтобы у него мелкие мышцы кисти достигли определенного развития и сформировались моторные (двигательные) навыки.
И наконец, необходимо, чтобы у ребенка хорошо была развита речь, чтобы он умел четко выражать свою мысль и правильно произносить звуки. Без этого он не сможет научиться грамотно писать.
Большинство детей, поступающих в первый класс, функционально готовы к выполнению школьных требований и без труда справляются с учебой.
Однако, как показали многолетние наблюдения педагогов, психологов, врачей, среди первоклассников есть и такие дети, которым учеба дается с трудом, хотя умственно они развиты совершенно нормально. Одни уже с самого начала становятся неуспевающими учениками, другие выполняют школьные требования, получают хорошие и даже отличные отметки, но достигают этого ценой большого напряжения. А оно быстро приводит к переутомлению и ухудшению состояния здоровья ребенка: снижается темп физиологической прибавки массы тела, появляются раздражительность, плаксивость, нарушения сна.
Такие дети не готовы к обучению из-за того,- что у них запаздывает развитие школьно необходимых функций. Чаще всего такое отставание связано с неблагоприятным течением внутриутробного развития и родов, частыми заболеваниями на первом году жизни, особенно дизентерией и диспепсией, сопровождающимися нарушением нормального усвоения минеральных солей и белка—основных пластических материалов, необходимых для построения костной и мозговой ткани. Все это вызывает задержку развития нервной и мышечной систем.
' Правда, в процессе обучения отстающие функции совершенствуются, и ребенок постепенно догоняет в развитии своих сверстников. Но на это уходят месяцы, а иногда и весь первый год обучения, и то, что упущено за это время, придется наверстывать в будущем. А это может сказаться на успеваемости ребенка, вызвать нежелание учиться и даже неблагоприятно отразиться на состоянии его здоровья. • Поэтому еще до поступления ребенка в школу можно и нужно с помощью специальных упражнений стараться ускорить развитие школьно необходимых функций. И это особенно важно сейчас, поскольку в связи с реформой школы предстоит переход на обучение с 6 лет. Готовить к школе следует всех детей и прежде всего тех, которые не посещают детский сад.
К ежедневным (подчеркиваю— ежедневным!) занятиям с ребенком советую приступить, как только ему исполнится 5 лет. Пусть он систематически занимается рисованием: раскрашивает картинки, перерисовывает, рисует с натуры—не сдерживайте его фантазию, но следите, чтобы он правильно держал карандаш, фломастер, кисточку. Очень полезно лепить из пластилина и вырезать из бумаги, ткани или картона различные фигуры (ножницы должны быть достаточно острыми, но с закругленными, тупыми концами). Если есть конструктор с мелкими деталями, собирайте его вместе с ребенком. Учите детей пришивать пуговицы, а девочек вязать крючком, вышивать, но только под вашим наблюдением! Все это будет стимулировать развитие мышц кисти.
Если у ребенка имеются дефекты произношения, следует заблаговременно обратиться к логопеду. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно.
Для того, чтобы у ребенка сформировалась правильная речь, чаще обсуждайте с ним прочитанные книги, предлагайте рассказывать об увиденном или составлять рассказы по картинкам.
Начиная с января того года, когда ребенок должен будет пойти в школу, один-два раза в неделю занимайтесь специальной подготовкой руки к письму. В НИИ дошкольного воспитания АПН СССР разработана методика обучения дошкольников некоторым элементам письма с помощью специального пособия. Оно так и называется: «Тетрадь для подготовки дошкольников к письму». Семнадцать содержащихся в ней элементов письма мы воспроизводим (в уменьшенном виде), чтобы те, у кого нет такой тетради, тоже могли заниматься с ребенком. Заменить эту тетрадь можно обычной тетрадью в линейку.
Занятия псг-тетради-призваны научить не письму (педагоги настойчиво советуют не делать этого до школы!), а лишь тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых выполняются различные прописи. Кроме того, эти занятия будут способствовать и воспитанию усидчивости, внимания, сосредоточенности, привычки заниматься регулярно и сохранять при этом относительную неподвижность—словом, всего того, что потребуется в школе.
В начале каждого занятия следует показать ребенку на маленькой доске . или листе бумаги, как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем отработайте это движение вместе с ребенком в воздухе. Потом предложите ему воспроизвести, отработанное движение: обвести по пунктирной копии образец элемента. После этого нужна физкультпауза: пусть ребенок несколько раз сожмет пальцы в кулачок и энергично разожмет. Теперь он должен самостоятельно изобразить заданный элемент письма на бумаге.
Помните: 5—6-летний ребенок не может писать непрерывно более трех минут: появляются ошибки. Через 2—3 минуты работы—за это время ребенок успеет заполнить 1—2 строки—сделайте перерыв, чтобы повторить упражнения для рук, дать им отдохнуть. Вместе с ребенком обсудите его работу, за хорошее изображение элемента похвалите, на ошибки обратите внимание. Затем предложите заполнить еще 1—2 строки. Когда ребенок работает, следите, чтобы он не торопился, аккуратно выводил линии.
Второе занятие (через 2—3 дня) посвятите воспроизведению этого же элемента еще на 3—4 строчках. Осваивать более одного элемента в неделю не следует, иначе навык движения не закрепится.
Специалисты считают, что дети, занимающиеся по этой методике, испытывают гораздо меньше затруднений при обучении письму в школе.
Каждое занятие должно длиться 20—25 минут, не дольше. После этого у 5—6-летних детей наступает утомление, внимание становится неустойчивым. Не могут они и неподвижно высидеть более 20—25 минут, да еще и сохранять при этом правильную позу, что совершенно необходимо. Напоминаю: стол, за которым работает ребенок, и стул, на котором сидит, должны соответствовать его росту, а согнутые в коленях под прямым углом ноги—твердо стоять на полу или подставке. Расстояние от тетради до глаз устанавливается так: рука, согнутая в локте, опирается о стол, кончики пальцев касаются угла глаза. Свет должен падать на тетрадь слева.
Развитие двигательных навыков, особенно тонких движений пальцев рук, оказывает существенное влияние на развитие и мозга и речи, что очень важно при подготовке к школе.






Читайте дальше:
Всё зависит от врача
Силовая гимнастика эспандер, амортизатор или гантели
Готовьте ребенка к школе
Старость. Не спешите стареть
Замороженные продукты
бег - дефицит двигательной активности, развивает выносливость, укрепляетволю
Нельзя курить работая с пестицидами
Бизнес на здоровье непроверенные препараты
Влияние сахара на организм все более интересует кардиологов
гипокинезия снижение двигательной активности один из наиболее опасныхфакторов риска сердечно-сосудистых заболеваний ишемической болезни сердца