Главная страница

семейная психотерапия. На приеме у врача семья




С. А. ГУРЕВИЧ, врач-психотерапевт
 
В Ленинградском психоневрологическом институте имени В.М.Бехтерева успешно разрабатывается новый психотерапевтический метод—семейная психотерапия. Ее цель—оздоровление психологического климата семьи, налаживание внутрисемейных контактов, воспитание взаимопонимания. Иными словами, создание такой домашней обстановки, которая бы максимально способствовала успеху лечения больных с расстройствами нервной системы, обусловленными конфликтной ситуацией в семье, а также перенесших инфаркт миокарда, страдающих гипертонической болезнью.
 
Восемнадцатилетняя Марина уже несколько месяцев лечится у психоневролога. До сих пор врач беседовал с ней одной, а сегодня на сеанс психотерапии приглашена вся Маринина семья.
Врач встречает их в кабинете, как приветливый хозяин—гостей.
—        Пожалуйста,   рассаживайтесь,   как вам удобнее.
Бабушка, не раздумывая, занимает центральное место за столом, мама молча садится в одном углу, папа, не глядя на нее, в другом, Марину—с подчеркнутой небрежностью—боком ко всем, дедушка приносит себе стул из коридора.
Уже одно это о многом говорит психотерапевту: видимо, бабушка—семейный лидер, между родителями нет теплых отношений, а дедушка—самый мягкий человек в семье, но особой заботы о нем никто не проявляет.
В ходе беседы действительно не создается впечатления, что семья дружная. А беседуют сегодня вот о чем: Почему Марина так часто плачет, плохо спит, жалуется на головную боль, почему она так неуравновешенна, раздражительна?
Разговор начинает энергичная бабушка, в спор с ней вступает мама, папа не соглашается ни с той, ни с другой. Упрекая друг друга, не скупясь на эпитеты, они ищут виноватого, и чувствуется, что эти взаимные упреки уже не раз звучали в доме, что они не новы и для Марины, которая сидит насупившись, с презрительной усмешкой.
Врач пока мало говорит сам, больше слушает.
—        Я вам не судья,—мягко поясняет
он.—Я ваш помощник. Но я хочу только
сказать, что в семейных неурядицах почти
никогда не бывает повинен кто-то один, их
создают все понемногу. И, наверное, не
стоит сейчас никого обвинять. Надо просто
выяснить, что может сделать каждый из
вас, чтобы все почувствовали себя лучше.
Ведь не одной Марине плохо—вот й Анна
Тимофеевна (бабушка) жалуется, что у нее
часто повышается артериальное давление, болит сердце...
Психотерапевт просит бабушку высказать свои претензии внучке, а внучку—объяснить свои поступки.
Марина начинает со вздохом, потом говорит все более горячо. ,
Почему хлопнула дверью и вышла из комнаты, не дослушав бабушку? Да потому, что в это время очень болела голова и бабушкин голос «как молотком стучал». Поняла, что, если не уйдет немедленно, скажет бабушке «что-нибудь ужасное».
Нарочно разбила любимую бабушкину чашку? Вовсе не нарочно, а нечаянно, сама потом огорчалась и хотела извиниться, но боялась, что бабушка все равно не поверит.
— А вот это напрасно,—говорит врач.—Никогда не стесняйтесь признать свою неправоту, выражать добрые мысли и чувства. Ведь когда свое недовольство или упрек выплескиваем тут же, а одобрение, ласку, нежность прячем, мы выглядим хуже, чем есть в действительности. Ведь вы, несомненно, очень любите друг друга, вы самые близкие люди.
Мама слушает с задумчивой улыбкой, видимо, вспоминает что-то хорошее. Суровый папа кивает головой...
Следующий сеанс посвящен своеобразной игре, которая должна хоть немного научить участников входить в положение друг друга, глядеть на происходящее не только своими глазами. Ведь именно в этом—суть взаимопонимания, основа доброты.
Марине поручают в различных ситуациях, типичных для данной семьи, играть роль то бабушки, то мамы, то папы. При каждой новой встрече в кабинете врача члены семьи меняются ролями, вживаясь в образ близкого человека, стараявь проникнуться его состоянием, мыслями, чувствами.
И постепенно меняется их поведение, отношение друг к другу и за пределами врачебного кабинета. С каждым сеансом Марина становится дружелюбнее, уверенней, спокойнее, бабушка—мягче. У внучки улучшился сон и аппетит, у бабушки артериальное давление стойко держится на нормальных цифрах.
Ролевые игры—своеобразный психотерапевтический, ненавязчивый способ выяснения взаимоотношений в семье, вскрытия истоков конфликта, установления взаимопонимания. Используя этот метод, можно в значительной мере обезопасить семью и от конфликтов, дать возможность каждому ее члену продумать, как вести себя в той или иной ситуации.
Проигрываются, например, сцены типа «Позднее возвращение домой», «Нежеланный гость», «Упрек», «Важный разговор»...
Степень взаимного недовольства, раздражения в некоторых семьях бывает столь высокой, что даже воображаемый сюжет вызывает бурный эмоциональный всплеск. Тогда психотерапевт просит перейти на пантомимуцак происходит обучение искусству «молчаливого диалога», столь необходимого иногда в общении даже самых близких людей.
Сеансы семейной психотерапии продолжаются обычно в течение нескольких месяцев и проводятся в разных формах—иногда это беседы только с больным или только с членами его семьи, но чаще со всеми вместе.
Если на первых этапах идет выяснение взаимоотношений и осознание взаимных ошибок, то завершающий этап нацелен на воспитание и тренировку взаимопонимания, на развитие у каждого члена семьи своего рода «психологического зрения», помогающего видеть как бы со стороны собственные недостатки, входить в положение другого человека, ставить себя на его место.
С окончанием курса психотерапии для многих семей не кончается общение с врачом-психотерапевтом: время от времени к нему снова обращаются за советом и поддержкой. И это радует. Значит, новый вид помощи получил признание!






Читайте дальше:
Всё зависит от врача
Силовая гимнастика эспандер, амортизатор или гантели
Готовьте ребенка к школе
Старость. Не спешите стареть
Замороженные продукты
бег - дефицит двигательной активности, развивает выносливость, укрепляетволю
Нельзя курить работая с пестицидами
Бизнес на здоровье непроверенные препараты
Влияние сахара на организм все более интересует кардиологов
гипокинезия снижение двигательной активности один из наиболее опасныхфакторов риска сердечно-сосудистых заболеваний ишемической болезни сердца