Главная страница

А. С. Макаренко




1988 год объявлен по решению ЮНЕСКО Международным годом А. С. Макаренко — Замечательного советского педагога, одного из страстных Пропагандистов идеи гармоничного воспитания.
 
Значимость наследия Макаренко не только в провозглашении, но прежде всего в реализации этой идеи. Ведь он и ученый-теоретик, создатель педагогической системы, он и практик— автор поистине уникального педагогического эксперимента, он и писатель, сумевший в яркой и увлекательной форме этот опыт обобщить.
Ребята, которых он воспитывал в колонии имени А. М. Горького, в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского,— отнюдь не кроткие хрестоматийные сиротки, благодарные за каждое доброе слово. Нет, это были дети и подростки, ожесточенные годами беспризорности, столкнувшиеся с преступным миром, неуправляемые, необузданные. И из них он сумел вырастить коллективистов и тружеников, людей образованных, с высоким чувством чести и долга! Это ли не подвиг, достойный и поклонения, и изучения?
Формулируя цели воспитания, Макаренко выделяет три основополагающие задачи: вырастить ребенка здоровым; сформировать у него умение работать; вооружить его нравственно.
Всегда — в собственной практической деятельности, в обобщении опыта, в советах педагогам и родителям — Антон Семенович оставался диалектиком. «Если ваш мальчик что-то делает, а вы говорите на каждом шагу— не бегай туда, там травка, не иди туда, там мальчики тебя побьют, вы воспитываете только одни тормоза,— писал он.— В каждой детской шалости вы должны знать, до каких пор шалость нужна, выражает активность и здоровое проявление энергии и где начинается плохая работа тормозов и силы тратятся впустую». И действительно, насколько эффективнее станет- воспитание, если мы научимся не только одергивать ребенка, но и активизировать его, найдем разумное равновесие между воспитанием дисциплины и формированием инициативы!
Еще один важный урок Макаренко — его всегдашняя нацеленность на гармонично развитую личность,  на единство всех сторон обучения и воспитания. Он считал, что воспитывающими должны быть и труд, и учеба, и досуг. Причем не изолированно, сами по себе, а именно в единстве.
Досугу Макаренко придавал огромное значение. И заполнял свободное время коллектива и каждого ребенка прежде всего движением. И в колонии, и в коммуне ребята много занимались гимнастикой, ежедневно делали зарядку. В коллективе были преподаватели физического воспитания. Но известно, что и сам Антон Семенович, будучи учителем истории, русского и украинского языков и литературы, при необходимости заменял преподавателя физического воспитания, а строевые занятия проводил всегда сам.
Нада сказать, что и в колонии, и в коммуне были футбольное поле, площадки для. спортивных, подвижных игр, крокетные, волейбольные, горлетные (для «горлета»— игры собственного изобретения с элементами футбола и тенниса). Формы досуга настолько были разнообразны, что все не назовешь.
Макаренковцы и доныне помнят лыжный переход Харьков— Мерефа: 50 километров! Но особенно помнятся многонедельные летние походы. Прошли коммунары по Крыму — о том и книга Макаренко «Марш 30 года», по Кавказу, побывали в Москве и в Подмосковье, на Волге, в Бердянске.
Все организовывали сами. Заранее отправлялись авангардом маршрутные группы: готовили еду, разбивали бивак. За месяц-полтора такой походной жизни становились сильнее, крепче, многое успевали повидать и узнать.
Знаменательно: воспитанник Макаренко Василий Андреевич Руденко, участник Великой Отечественной войны, дошедший до Берлина, работая впоследствии воспитателем Богодуховской школы-интерната, не раз отправлялся со своими воспитанниками по тем же маршрутам, какие сам прошел с друзьями в юности.
 Мне посчастливилось видеть, знать многих макаренковцев, со многими дружить на протяжении четверти века. И вот что характерно: уже немолодые, все они стройны и подтянуты. И бывший староста кавалерийской секции Иван Демьянович Токарев, подполковник запаса, и Иван Игнатьевич Яценко — морской офицер-североморец, подаривший музею А. С. Макаренко около 20 своих значков и удостоверений — свидетельств успеха в разных видах спорта и прикладных умений. И многие другие, прошедшие жизненный путь, как говорит бывший коммунар Л. В. Конисевич, «не держась за перила». Выражение это — макаренковское. В колонии, в коммуне Антон Семенович учил: «...негоже тебе, юному, держаться _за поручни, ходи сам, воспитывай силу воли».
Да, его питомцы не искали легких путей, не стремились уйти от трудностей, спрятаться за чьи-то спины!
Стоило раздаться кличу о строительстве Комсомольска-на-Амуре — первыми кинулись туда. 37 бывших коммунаров строили молодежный город; один из колонистов — горьковец, недавно ушедший из жизни Николай Фролович Шершнев (у-Макаренко— Вершнев), врач по профессии, был почетным гражданином этого, города. Врачом стал и Филипп Петрович Куслий (в книге «Флаги на башнях»— Филька Куслий), медицинскими сестрами, прошедшими фронт,— Галина Константиновна Геращенко, Валентина Владимировна Коваль.
Так что Макаренко живет сегодня с нами, в- реальных творениях своих педагогических рук, своего большого сердца. Живет в своих книгах. Он успел подготовить только первый том большого труда «Книга для родителей». Читали вы ее? Если нет — пойдите в библиотеку и возьмите. Уверен: многие страницы прозвучат для -вас,, как будто написаны сегодня, ответят на многие вопросы, помогут лучше, правильнее воспитывать вашего ребенка.

Л. А. ЧУБАРОВ
 






Читайте дальше:
Курорт рядом с домом. Санатории, дома отдыха, турбазы, лечебницы
Проблемы с подростками. Подростковый возраст, охватывающий период от 12до 18 лет,— это, бесспорно, самое прекрасное, но и самое трудное время жизни
Два полушария мозга
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ При отравлении угарным газом, выхлопными угарными газами
Ритмический метод предупреждения беременности
Опущение почки
Слабоумие. Когда рождается слабоумный ребенок
Топинамбур, земляная груша
А. С. Макаренко