Главная страница

Борис Михайлович Мудрость красоты. Издательство Просвещение выпустило ее вторым изданием тиражом 100 тысяч экземпляров




Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, член-корреспондент АПН СССР Б. М. НЕМЕНСКИЙ известен в нашей стране и как страстный поборник эстетического воспитания подрастающего поколения. Наш корреспондент Н. МЕНЬШИКОВА обратилась к художнику с просьбой поделиться мыслями о том, что могут и должны сделать семья, школа и общество для формирования у детей духовной культуры.
Борис Михайлович,  с огромным интересом прочитала вашу книгу «Мудрость красоты». Издательство «Просвещение» выпустило ее  вторым  изданием  тиражом 100 тысяч экземпляров, она разошлась мгновенно.   В   подзаголовке   значится «Книга для учителя», но как нужен такой   тонкий,   эрудированный,   эмоциональный советчик и каждому родителю! Понимаю, что никаких журнальных страниц не хватит пересказать содержание вашей  книги,   но давайте  попробуем сформулировать ту концепцию системы художественного воспитания, за которую вы ратуете уже лет 20...
— В самых широких кругах на искусство приучились смотреть как на развлечение, как на заполнение свободного времени. И именно в этой функции оно оказалось в одном ряду с футболом или хоккеем: это все, мол, зрелища. Такое смещение тревожно не столько для искусства, сколько для ориентации человека в жизненных ценностях! И особенно опасно, когда эти смещения начинаются со школьных и даже дошкольных лет.
Скудость интересов, нравственная неразвитость жаждут самовыражения, пожалуй, не меньше, чем яркость и широта увлечений, богатство души. Неспособность сопереживать влечет за собой извращение чувств, нравственную глухоту к радостям и горестям окружающих, неприятие высоких идеалов.
Наша программа эстетического, художественного воспитания, в разработке которой принимали участие не только художники-педагоги, но и психологи, социологи, учителя-новаторы., ставит задачей приобщение всех без исключения школьников к искусству. Его мы понимаем не как цель, а как средство формирования духовной культуры. Формирования доброго, человеческого отношения к природе, обществу, к другой, например, нации, к старику, матери, женщине, ребенку. Это культура чувств, понимаете? На этом и построена программа. Почему она так увлекает учителей и детей? Да потому, что это программа отношения к миру, если хотите, программа духовного здоровья.
Никакая наука не в состоянии сформировать культуру чувств, она может описать, объяснить явления. В научном познании лишь философия может передать отношение к миру. Но философия детям непосильна, а искусство доступно даже дошкольникам. И не просто как красота, а как многовековой опыт духовной культуры. Для передачи этого опыта и возникли в человеческом обществе все искусства.
—        Что же уже сейчас делает общеоб
разовательная школа для приобщения
ребенка к художественной культуре?
—        Эксперимент обучения по новой про
грамме   эстетического   воспитания   идет
в двух-трех школах каждой области, а где
и в большинстве школ, а также во многих
автономных и союзных республиках. Хоте
лось бы, чтобы она быстрее была утвер
ждена как типовая. Центральный институт
усовершенствования   учителей   проводит
обучение     педагогов     изобразительного
искусства, а они уже как методисты гото
вят специалистов на местах.
У нас не так уж мало последователей. Трудно перечислить всех учителей, которые добились серьезных результатов в претворении в жизнь идей художественного воспитания. Среди энтузиастов назову учителей Н. А. Горяеву из Зеленограда, А. А. Чучева из Казани, Э. Г. Григорович из Ростова-на-Дону, К. В. Дитмар из Вильнюса, Б. В. Пионтик из Ташкента.
—        Учитель изобразительного искус
ства— это тот, кто раньше назывался
учителем рисования?
—        Тут разница не просто в названии,
а в сути. Рисование — это только один из
способов приобщения к искусству. Суще
ствует и живопись, и скульптура, и кон
струирование. Рисунок— лишь один эле
мент языка художника... Хорошо подгото
вленный учитель в каждой школе— вот
фигура, с помощью которой мы рассчиты
ваем изменить ситуацию в эстетическом
воспитании.
—        А какую роль вы отводите семье?
—        Полноправного партнера и союзни
ка. Хотя, к сожалению, сегодняшняя семья
в большинстве своем не готова дать ребен
ку системное понимание искусства. Это не
вина молодых мам и пап, а беда: они в свои
школьные годы многого не получили. Да,
сейчас жизнь стремительна и напряженна,
всем катастрофически не хватает време-
ни, но я все же призываю родителей выби
рать часок-другой на посещение с детьми
музеев и выставок.  Ваш эмоциональный
отклик на то, что пытается своими руками
вылепить или нарисовать малыш, совме
стное с ним любование красками заката
или   цветущей   лесной   поляной   оставят
в душе ребенка добрый след. А присталь
ное, сосредоточенное рассматривание кар
тин в музее поможет постепенно постиг
нуть  истину,   что  искусство— это  труд
души.
У нас есть много примеров целенаправленной воспитательной работы музейных специалистов с детьми. И не только таких прославленных хранилищ, как Эрмитаж, Русский музей или Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Благородное дело бескорыстно, подвижнически творят коллективы маленького литературного музея Константина Паустовского под Тарусой, картинной галереи в Казани, сельского музея художника Василия Поленова в Тульской области. Прекрасной школе/ формирования и художественного, и ело- весного образного видения мира стал для малышей Музей-квартира Васнецова в Москве, где они слушают сказки и рассматривают полотна великого живописца-сказочника.
Личность человека- формируется и в развлечениях. Важно, что ему доставляет радость. Сейчас все шире распространяются видеоклипы со сценами жестокости, насилия, секса. В этом тоже своя, пусть и негативная, эстетика: безобразное рекламируется как красота. И это, я считаю, извращение вкуса, вкус, чуждый идеалам добра. А создатели таких лент наверняка не приемлют мой вкус. Впрочем, искусство — это из века в век борьба духовных культур. И родители должны отдавать себе отчет, какую духовную культуру они несут детям, что смотрят сами, чем восхищаются.
— Как жаль, что в нынешних семьях все реже устраиваются громкие читки, домашние спектакли, музицирование. С приходом в дом телевизора человек все больше становится пассивным потребителем искусства...
—        Да, пассивным потребителем, а не
активным участником. Как в футболе, бо
лельщик сидит, а футболисты бегают по
полю.  А  ведь семейные  чтения,  совме
стные игры, постановка сценок, сочинение
«своих» сказок, а где возможно и музици
рование наиболее активно приобщают ма
лыша к пониманию и восприятию литерату
ры и искусства, пробуждают творческое
начало, формируют личность. Посеянные
зерна прорастут добром, поэтому не жа
лейте на общение с детьми сил и времени.
—        У некоторых людей раз и навсе
гда сложился стереотип,   что настоя
щая  живопись   только  у   «настоящих
классиков»...
—        Это не совсем так. Советское искус
ство дало немало примеров прекрасного,
высокого искусства. Мне, например, огром
ное эстетическое удовлетворение прино
сит общение с полотнами Юрия Пименова,
Павла Корина...
Вообще в картинных галереях, музеях страны огромный запас произведений, на которых можно воспитывать истинное понимание красоты, если бы хоть малую толику его освоить в школьные годы. Потому мы и бьемся за то, чтобы в общеобразовательной школе для всех без исключения детей открыть путь для постижения красоты и гармонии. А наиболее одаренным предоставить возможность заниматься в студиях, профессиональных училищах. Короче говоря, всем дать минимум, а желающим — максимум. Это долгий, но единственный путь для духовного роста и воспитания вкуса.
—        Сейчас многие художники, в том
числе   и   самодеятельные,   вышли  со
своими картинами и поделками в пря
мом смысле слова на улицы. В Москве,
например, у Измайловского парка ты
сячные   толпы   покупателей.    Причем
предлагается и покупается порой от
кровенная халтура.
—        Никакой пошлости нельзя поставить
административный заслон. Приказом вкус
не изменить. Можно только воспитанием.
Мы и пытаемся это сделать.
— И когда же, Борис Михайлович, вы ждете отдачу от своих усилий?
—        Вы хотите сразу?
—        Хотелось бы побыстрее...
—        Думаю, что только тогда, когда ны
нешние первоклашки сами станут родите
лями и учителями. И если они, как эстафе
ту сегодняшнего дня, передадут своим де
тям любовь к изобразительному искусству,
музыке, литературе, кино и театру (ведь
эстетическое воспитание неразрывно), понимание их, тогда за наши духовные ценности можно быть спокойным. Пока, к сожалению, не все к этим ценностям относятся должным образом. Ну что ж, положительные тенденции накапливаются долго. А потерять, разрушить можно за одно поколение.
— Борис Михайлович, в вашей книге высказана замечательная мысль о том, что искусство в воспитании— лишь плуг, лишь культиватор. Но без плуга пашню и поднять невозможно. Сейчас в нашем обществе появилась возможность глубокого сева на этой пашне — с надеждой на добрые всходы.
— Да, перестройка в обществе принесла, на мой взгляд, самое необходимое для возрождения истинных идеалов социализма: мы начинаем осознавать себя как личности. И начинаем понимать, что многого не понимаем. Следующее, что нам необходимо,— сделать шаги к пониманию силы искусства в формировании нравственного, духовного здоровья общества. Это нельзя выучить, сдать, как математику или географию. Путь самосовершенствования трудный и долгий. Но если постепенно, постоянно, шаг за шагом входить в искусство, вдумчиво читать, смотреть, слушать, красота и гармония живого цветка, натюрморта на полотне, поэтической строки или мелодии флейты сделают добрее и мудрее каждого.






Читайте дальше:
Широкое пеленание
Как самому снять зубную боль
Эхо истории – сколько нам лет. Первобытный человек
Аппендицит: Боль в животе – сигнал тревоги
Ипликатор Кузнецова помогает при артрозе
В первые дни и недели после родов у женщины еще бывают кровянистыевыделения, а с 3—4-х суток начинает прибывать молоко
Биохимический анализ крови - наркотически действующее вещество НДВ
Бифидобактерии это апатогенные микробы то есть неспособные вызыватьзаболевание