Главная страница

Китайская традиционная медицина уходит своими корнями в глубокое прошлое




ЭХО ИСТОРИИ
Китайская традиционная медицина уходит своими корнями в глубокое прошлое. В течение тысячелетий она впитывала огромный эмпирический опыт народа и развивалась в неразрывной связи с самобытной китайской философией.
Представления древних китайцев об окружающем мире формировались с течением веков и прошли длительный путь от культа природы (земли, гор, солнца, луны и планет) до религиозно-философских систем (конфуцианство и даосизм с VI века до н. э., другие учения) и наивно-материалистической философии, которая возникла в Китае в середине I тысячелетия до н. э. и получила развитие в трудах китайских философов в эпоху древних империй.
Древние китайские философы полагали, что существует единая изначальная материя «тайцзи»; она порождает две противоположные по своим свойствам субстанции — активное (мужское) начало «ян» и пассивное (женское) «инь» («принцип полярности сил»). В результате их взаимодействия и борьбы возникли «пять первостихий» («у син»): вода, огонь, дерево, металл и земля, из которых и создается все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» («вань у»), включая человека.
Таким образом, человек-часть природы, часть великой триады Небо — Человек — Земля, и потому он находится в гармонии с окружающим миром, который познаваем и пребывает в постоянном движении и изменении. Так, пять первостихий, с одной стороны, могут порождать (созидать) друг друга (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду), а с другой — угнетают друг друга (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).
Эти стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов ( с элементами диалектики) и составили теоретическую основу традиционной китайской медицины. Здоровье, например, понималось как равновесие обоих начал «инь» и «ян» и пяти первостихий «у син», а болезнь— как наруше
ние их правильного взаимодей
ствия. Различные варианты этих
нарушений объединялись в две
группы синдромов: синдром из
бытка— «ян» и синдром недо
статка— «инь». Многообразие
болезней объяснялось широтой
взаимодействия        организма
с окружающим миром, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь, страх), а также другими естественными причинами. Задача врачевания заключалась в восстановлении нарушенного равновесия.
В наши дни трудно принять на веру или четко интерпретировать с позиций современной науки учения о «пяти первостихиях» или «полярности сил». Важно другое: великие догадки древних мудрецов о материальности мира и его целостности, взаимосвязи всех явлений природы, включая человека, позволили им использовать эти наблюдения для лечения болезней и сохранения здоровья, ибо уже тогда задачи медицины виделись в том, «чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».

«ПУЛЬС — ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ СТА ЧАСТЕЙ ТЕЛА»
Одно из величайших достижений философской и естественнонаучной мысли древнего Китая— представление о круговом движении крови. О нем говорится уже в самом древнем из дошедших до нас медицинском сочинении Китая— трактате «Нэй цзин» (-Трактат о Внутреннем»), записанном в III веке до н. э.
Эмпирически врачи пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеет свое выражение на периферии, то есть по изменению пульса в нескольких точках можно определить, какой болезнью страдает человек.
Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачей и со временем превратился в стройное учение о пульсе. Наиболее полно оно изложено в 10-томном «Трактате о пульсе» («Мо цзин») известного китайского врачевателя II! века н. э. Ван Шухэ, одного из отпрысков династии Чжоу.
За пределами Китая учение о пульсе распространилось относительно поздно. В средние века оно проникло в Индию, государства Средней Азии, арабо-язычные страны Ближнего и Среднего Востока. В знаменитом «Каноне медицины» выдающегося врача средневекового Востока Абу Али ибн Сины (980—1037 годы) теоретическое обоснование исследования пульса во многом сходно с положениями традиционной китайской медицины.

ЖЕМЧУЖИНА КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Согласно преданию, метод чжэнь-цзю («чжэнь» — иглоукалывание, или акупунктура; «цзю» — прижигание) зародился в глубокой древности, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл в определенных точках у основания первого и второго пальцев излечивает от бессонницы. Таким образом, на основе длительных наблюдений врачеватели древнего Китая пришли к наивному на первый взгляд выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов.
Достоверные сведения об успешном применении чжэнь-цзю содержатся в хрониках династии Хань (III век до н. э.— III век н. э.), которые повествуют о чудесных исцелениях легендарного врачевателя Бянь Цюэ (жившего в XI веке до н. э) и его учеников, искусно применявших иглотерапию и прижигание (самое раннее упоминание о применении чжэнь-цзю), массаж и местные лекарственные средства.
Первое подробное изложение теории и практики чжэнь-цзю приведено в уже упоминавшемся трактате «Нэй цзин».
Первый специальный трактат по иглоукалыванию «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классический канон по иглотерапии и прижиганию») был составлен в 265 году знаменитым врачом Хуанфу Ми. Этот труд был известен за пределами Китая уже в V веке и вплоть до XI века оставался главным источником знаний в этой области.
Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало «ян».
 
Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра, золота, платины, нержавеющей стали.
Метод иглотерапии издавна применялся в сочетании с массажем и прижиганием, то есть тепловым воздействием на «жизненные точки». Лечебный эффект достигался приложением тлеющих сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений. Наиболее часто для этого использовали растение мокса   (полынь   обыкновенная).
Современные китайские иглы: шесть нитевидных для погружения в ткани и одна трехгранная для пункции вен. Из коллекции автора.
При этом считалось, что эффективность моксы возрастает с годами хранения. Так, для лечения прижиганием болезни, которая возникла семь лет назад, рекомендовалась мокса, собранная три года назад.
Искусство чжэнь-цзю передавалось в древнем Китае от учителя к ученику. Первое государственное заведение, где обучали традиционной медицине — Императорская медицинская школа,— основано з средние века. В ней было 20 учеников, один препода-вателэ, его помощник и 10 инструкторов. При школе работало 20 мастеров, изготавливавших иглы.
Важное значение для преподавания имело создание двух первых бронзовых фигур, которые были отлиты в полный человеческий рост под руководством врача Ван Вэйи в 1027 году. На поверхности фигур были обозначены все точки и их названия. Каждой точке соответствовал глубокий канал для введения иглы, Снаружи фигура покрывалась воском, а изнутри заполнялась водой. Если ученик вводил иглу правильно, на поверхности появлялась вода. Копирование фигур началось в XIII веке.
В середине I тысячелетия н. э. метод чжэнь-цзю вышел за пределы Китая и стал распространяться в различных государствах Азии. В XIII—XVII веках он проник в Европу, а затем и в Америку. В России первое сообщение о методе чжэнь-цзю сделал профессор Петербургской медико-хирургической академии П. А. Чаруковский, который в 1828 году опубликовал статью об иглоукалывании в «Военно-медицинском журнале». Изучение и практическое применение иглоукалывания и прижигания в СССР началось в 1956 году после командировки в Китайскую Народную Республику группы советских врачей под руководством профессора В. Г. Вогралика. Сегодня этот метод успешно используется в различных клиниках и научно-исследовательских институтах страны. В современном мире традиционная медицина— сокровищница народного опыта— имеет большое будущее как один из истоков научной медицины. Яркое свидетельство тому— принятое в 1980 году решение Всемирной организации здравоохранения о признании иглоукалывания научно обоснованным методом и рекомендация применять его в практике лечения различных заболеваний.

Т. С. СОРОКИНА, доктор медицинских наук






Читайте дальше:
Пьяный за рулем - преступник
Аптека на вашей грядке - Аптечные огороды и грядки, правда, казенные,были известны в России еще со времен царя Алексея Михайловича
Китайская традиционная медицина уходит своими корнями в глубокое прошлое
вирус СПИДа со слюной не передается. Однако в последнее время зарубежныерадиостанции
Как уберечься от тифа Зоофильные грибы, так же, как и антропофильные
Предраковые изменения шейки матки
Гонады, или половые железы, не только обеспечивают возможностьвоспроизводить потомство и продолжать род человеческий
Внимание мамы! противополиомиелитной вакцины и вакцины АКДС