Главная страница

Достижение высокой работоспособности




     Цель этой  главы  -  дать творческой личности средства в борьбе с
внутренними  и  некоторыми  внешними  обстоятельствами  за  высокую  и
длительную работоспособность.
     Основные способы организации жизни  пришли  к  человеку  извне  -
ритмическая  смена  активности и отдыха,  оптимизация и рационализация
действий, коллективный труд.
     До определенного момента требование повышения эффективности жизни
воспринималось как  насилие,  в  частности  -  как  повышение  степени
эксплуатации.  Вначале  человек  вел  борьбу  за свое свободное время,
понимая под этим прежде всего борьбу за отдых.  Успехи в  этой  борьбе
привели  к  массовому  прогрессирующему  обжорству  временем - оргии
немногочисленной  античной  аристократии   сменились   спортивными   и
шоу-телепередачами с многомиллиардной аудиторией,  а также наркоманией
и массовым алкоголизмом.
     Только свободная   личность   может   достичь   совершенства    в
использовании своего свободного времени и времени вообще. Но свобода -
качество  необходимое,  но  не  достаточное.   Преобладание   духовных
потребностей   и   качественный   инструментарий  -  второе  и  третье
необходимые условия.
     Возможно, первая  письменно   зафиксированная   попытка   сделать
управление  временем  сознательной  потребностью человека - это первое
письмо из нравственных  писем  к  Луцилию,  написанных  Луцием  Аннеем
Сенекой в первые десятилетия новой эры. Сенека рекомендует:
     - письменный учет всего времени;
     - деление  времени на хорошо,  дурно потраченное и потраченное на
безделье;
     - оценивать жизнь по наполненности прожитого времени.
     В письме Сенеки есть намек на  планирование:  удержишь  в  руках
сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего.
     Один из приемов управления временем -  введение  жесткого  режима
дня. Иммануил Кант (1724-1804), проживший всю жизнь в Кенигсберге, жил
настолько ритмично,  что соседи проверяли часы,  когда он  выходил  на
прогулку. Прожил всю жизнь холостяком. Второй период творчества, более
тридцати лет,  посвятил исследованиям  познавательных  и  нравственных
способностей человека.
     Творческие личности в своей  массе  берегли  свое  время.  Трудно
найти продуктивную творческую личность,  у которой не было бы жесткого
режима работы.  Архимед и Аристотель,  Роджер  Бэкон  и  Ньютон,  Анри
Пуанкаре и Дюма-отец,  Энгельс и Ленин,  Вавилов и Альтшуллер, адмирал
Макаров и академик Берг - все эти люди  стремились  построить  систему
расхода времени, которая гарантировала бы высокую выработку не за день
- за жизнь.
     Следующий шаг  был  сделан  Александром Александровичем Любищевым
(1890-1972).  Начав в 1916 году вести систему учета времени, он вел ее
до конца   жизни.  В  этом  пожизненном  эксперименте  были  проверены
принципы:
     - наличие достойной цели жизни;
     - документальный учет всего времени;
     - деление времени на категории, где критерием выступает достойная
цель жизни и задача совершенствования личности;
     - принцип  увеличения  времени  основной категории за счет других
категорий работ;
     - равномерность  и  ритмичность нагрузок:  трудные работы с утра,
чередование легкой и тяжелой работы, отказ от срочных поручений;
     - управление  разнообразием  работ.  Так,  чтение  художественной
литературы Любищев относил  к  основной  работе.  По  мнению  Дарвина,
чтение  художественной  литературы  и  хорошая  музыка  необходимы для
сохранения богатства личности, ее целостности, ее качества;
     - планирование и обратная связь по самоотчетам;
     - выход из-под давления внешних обстоятельств, в частности, отказ
от высоких должностей, административной работы;
     - принцип бездефицитности сил,  т.е.  приход к началу  следующего
цикла труд-отдых без накопления усталости;
     - управление качеством работ, в частности, переход к надцели.
     Любищев сам формулировал короче:
     1. Я не беру обязательных поручений.
     2. Не беру срочных поручений.
     3. В случае утомления сейчас же прекращаю работу и отдыхаю.
     4. Сплю много, часов десять.
     5. Комбинирую утомительные занятия с приятными.
     Следующие шаги в деле управления зависят от нас с вами.
                                * * *
     Можно выделить два вида работоспособности:
     один -  сделать  конкретную  работу  или   максимум   работы   за
минимальное время;
     другой - сделать максимум работы за заданное время - день, месяц,
год...
     *Главная* цель применения системы Любищева -  добиться  максимума
работоспособности второго вида,  где срок - вся жизнь. Достижение этой
цели должно идти поэтапно:
     Этап 1 - Разведка.
     Этап 2 - Перегруппировка сил.
     Этап 3 - Наступление.
     Каждый этап характеризуется своими целями и тактикой.
                         Этап 1 - Разведка
     К целям этого этапа относятся:
     - поиск достойной цели жизни;
     - получение  представительного  материала  и   его   оценка   для
дальнейшего анализа.
     Первый успех - если вы смогли  регулярно  учитывать  свое  время,
хотя бы в течение месяца.  Это совсем не маленький успех. Цель Этапа 1
-  получение  списка  видов   вашей   стандартной   деятельности,   их
характеристики, получение первых навыков учета времени.
     Вся деятельность делится на  две  группы:  нагрузка  и  отдых.  К
отдыху разумно отнести сон, еду, перемещение, непрофессиональный спорт
- то,  что позволяет воссстанавливать нервную  систему.  Деятельность,
которая ведет к утомлению нервной системы, учитывается как нагрузка.
     *Не пытайтесь работать больше, чем обычно - это опасно и вредно*.
     Ваша задача на Этапе 1 - получить представительный  материал  для
дальнейшего анализа.  Поэтому месяц для учета следует выбирать обычный
- не отпускной,  лучше весной или осенью.  После накопления данных  за
месяц, их нужно проанализировать.
     Для того,   чтобы   проанализировать   полученные  данные,  нужно
составить три  списка  нагрузок.  В  первый  список,  который  назовем
основная работа,  войдут те виды деятельности, которые служат поиску
или достижению  достойной  цели  жизни  и  время  на  которые  хочется
увеличить.
     Во второй список,  который назовем навязанная работа, войдут те
виды   деятельности,   которые   навязаны   внешними  или  внутренними
обстоятельствами и время на которые желательно сократить.  И, наконец,
в третий список, который можно назвать нейтральная работа, войдут те
виды деятельности, время на которые желательно оставить без изменений.
                      Этап 2 - Перегруппировка
     К целям этого этапа относятся:
     - продолжение поиска или достижения достойной цели жизни;
     - освоение технологии планирования;
     - уменьшение неравномерности нагрузки;
     - увеличение полезной работы за счет навязанной работы;
     - освоение управления резервами.
     Рекомендация:
     - не стремиться повышать суммарную выработку.
     Наиболее важным средством достижения целей на  Этапе  2  является
уменьшение доли навязанной работы и увеличение основной работы за счет
навязанной. Не стремитесь увеличивать среднюю суточную нагрузку, а тем
более  разовую  суточную  нагрузку,  даже  если  у  вас остались силы.
Усталость накапливается постепенно и может проявиться не сразу.  Можно
выделить  два  вида  усталости  -  кратковременная  и  долговременная.
Кратковременная недолго накапливается - от минут до  нескольких  дней,
хорошо  чувствуется  и требует для ликвидации времени,  соизмеримого с
временем накопления.  Долговременная усталость  может  не  проявляться
месяцами,  накапливаться  незаметно,  но  когда проявляется,  то может
выглядеть по-разному:  как быстрая утомляемость,  внезапная  слабость,
скачки    кровяного   давления,   другие   неврозы.   Для   ликвидации
долговременного утомления чаще всего нужны месяцы. Будьте осторожны!
     При выполнении   любой   работы   в   ней   бывает  творческая  и
нетворческая составляющая.  Очевидно,  даже если  выполняешь  основную
работу, то в ней бывает и техническая, монотонная работа - т.е. такая,
время на которую хочется уменьшить.
                         Этап 3 - Наступление
     К целям этого этапа относятся:
     - все цели второго этапа;
     - овладение планированием по номенклатуре работ;
     - освоение  приемов  повышения  общей выработки,  доведение ее до
физиологического предела.
     К началу  этапа  нужно  иметь  уверенность  в  выборе  тех работ,
которые относятся к основным. Упор на этапе 3 делается на планирование
и на выполнение планов.  Если Этап 1 и Этап 2 прошли успешно,  то даже
если вы сдерживали рост выработки, объем выполняемых вами работ вырос.
Вероятно,  у  вас  уже  были  срывы  -  периоды  восстановления  после
переутомления.  Осторожность позволит вам выйти на  первый  потолок  -
около  1500 рабочих часов в год.  На Этапе 3 нужно осваивать передовой
инструментарий для ведения рационализации  интеллектуальной  работы  -
ведение  справочных и творческих картотек,  обучение машинописи и т.п.
Особое  внимание  следует  уделить   освоению   передовых   технологий
переработки  информации,  таких,  как  теория решения изобретательских
задач,  математика и т.д.  Т.е.  повышение  общей  и  профессиональной
культуры  работы,  определение  достойной  цели жизни дает возможность
определить набор инструментария для ее достижения.
                                * * *
     Многолетний опыт  внедрения  системы Любищева показывает:  только
ритмичная работа дает равномерную и высокую производительность  труда.
Основной  принцип,  который  можно  назвать принципом бездефицитности,
гласит:  к началу очередного рабочего цикла организм должен  полностью
восстановиться.
     Цикл состоит  из  двух  частей  - работы и отдыха.  Основной цикл
имеет суточный период.  Более длительные  сверхсуточные  периоды,  как
показали    исследования    с   использованием   Фурье-преобразования,
навязываются человеку извне.  Анализ показал два устойчивых периода  -
недельный  и  годовой.  Остальные  колебания  работоспособности  носят
нерегулярный характер и при планировании их можно не учитывать.  Более
важны  внутрисуточные колебания активности организма,  наличие которых
общепризнанно. Анализ  литературы и эксперименты показали,  что пики и
спады чередуются так:
     подъемы: 5 - 6, 11 - 12, 17 - 18, 23 - 24
     спады: 2 - 3, 8 - 9, 14 - 15, 20 - 21
     Эти подъемы и спады,  как  правило,  можно  отследить  с  помощью
обыкновенного  термометра.  Но  такая  ярко  выраженная  ритмика может
отсутствовать.  Ритмику   можно   сбить,   сдвинуть,   рассогласовать.
Например,  при сдвиге реальные спады могут прийтись на указанные здесь
часы пиков,  а реальные подъемы активности - на указанные часы спадов.
Это   не   нарушает   чередования  спадов  и  подъемов  и  не  снижает
работоспособности.  Но если попытаться  интенсивно  работать  в  часы,
когда организм входит в периоды спада активности,  то могут возникнуть
стрессы,  неврозы,  гипертония и т.п. Тогда подъемы и спады активности
становятся   невыраженными,   работоспособность   обязательно  падает.
Рекомендуется:  согласовывать работу с пиками активности,  а в периоды
спадов   во   время   бодрствования  полежать  10-20  минут  или  даже
вздремнуть.  Это позволит быстро пройти  период  спада  -  чем  глубже
торможение    нервной    системы    при    спаде,   тем   скорее   она
восстанавливается.
     Возможно, что наилучший режим дня - это распределить суточный сон
более равномерно по суточным спадам. Использование сна во время спадов
позволяет  разбить  календарные сутки на несколько физиологических и в
сумме сократить время на сон.  По мнению некоторых исследователей  это
один из секретов феноменальной нервной выносливости детей при усвоении
новой информации.
     Интенсивность работы  -  это один из ключей решения свей проблемы
работоспособности.  Корреляционный анализ показал  два  пика  -  часто
случались  дни  с  выработкой  в 5-6 часов после дней с выработкой 6-5
часов,  и часто встречалась выработка в 0-2 часа после дней  с  низкой
выработкой. Отсюда следовало два вывода:
     1. Выработка  в  5-6  часов   в   сутки   близка   к   предельной
бездефицитной.
     2. Если дефицит накопился (случай долговременной усталости),  его
трудно ликвидировать за одни сутки.






Читайте дальше:
Правила вегетарианской кухни. Принципы вегетарианства. Питание
За едой есть. Вегетарианство и витаминотерапия. Мясо источник витамина В
Завтраки, обеды, ужины. Здоровое питание
Поза расслабления Шавасана. Психогигиена
Фильтрация воды. Бытовые фильтры для воды
Талая вода. Очищенная талая вода
Минеральная вода
Молочные продукты - йогурт простокваша кефир
Основные правила питания
На заметку. Питание детей. Чем правильно кормить ребенка
Оздоровительные системы. Чем лучше заниматься