Главная страница

Состав пищи, как и чем кормить. Как и чем кормить больного ребенка




СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПИЩИ
Что дает ребенку каждый из пищевых ингредиентов?
Белки участвуют в строительстве клеток и тканей, физическом и умственном развитии, сопротивляемости к болезням.
Потребность на 1 кг веса: 4,0 г для детей в возрасте 1—2 лет: 3,0 г — для детей 3,5— 4 лет и 2,5 г — для детей старше 4 лет.
Жиры покрывают потраченную энергию, помогают организму усваивать белки, содержат витамины, растворимые в жирах. Потребность на 1 кг веса такая же, как и в белках.
Углеводы — основной источник тепла и энергии, помогают переваривать пищу и продвигать пищевые массы по кишечнику. Потребность на 1 кг веса: 16—14 г — для детей в возрасте 1—6 лет, 12—13 г — для детей?—11 лети Юг — для детей 12—15 лет.
Минеральные вещества:
кальций (0,8—1,2 г в сутки) — для развития костей, зубов, деятельности мышечной и нервной систем;
фосфор (0,8—1,8 г в сутки) — для роста костей, деятельности мозга, для белкового и жирового обмена;
железо (0,010—0,018 в сутки) —для функции эритроцитов (элементов крови), осуществляющих перенос кислорода к клеткам;
натрий (восполняется за счет соли) — и калий (0,007 г в сутки);
магний (0,15—0,4 г в сутки). Все эти три последних минеральных элемента регулируют солевой обмен.
Цинк, медь, марганец (суточная потребность в мг на 1 кг массы тела соответственно 0,3, 0,1, и 0,2—0,3) участвуют в кроветворении и входят в состав некоторых ферментов.
Микроэлементы кобальт, фтор, йод и другие (потребность в них мало изучена и измеряется в тысячных и миллионных долях грамма) входят в состав ряда ферментов и гормонов, участвуют в кроветворении.
Витамины:
С (потребность 40—70 мг в сутки); ВьВ2,Вб (общая потребность 1,7—3,5 мг в сутки); РР (потребность 10,0—18,0 мг в сутки) растворяются в воде, а витамин А (потребность 0,5—1,0 мг в сутки) растворяется в жире.
Витамины К, Р, Bi2, D и Е применяются в основном с профилактической или лечебной целью в виде аптечных препаратов и частично поступают с продуктами питания. Все витамины наряду с минеральными веществами активно участвуют в обмене веществ в организме в качестве катализаторов. При их помощи продукты питания превращаются в элементы, которые способен усваивать организм.
Некоторые витамины участвуют в нейрорефлекторной регуляции жизнедеятельности организма, кроветворении, способствуют развитию костей, укрепляют кровеносные сосуды, участвуют в процессе свертывания крови, повышают сопротивляемость к заболеваниям, особенно к инфекционным.
Недостаток питания приводит к задержке в развитии и снижению защитных сил организма.
Зная потребность детей в белках, жирах и углеводах, а также в минеральных веществах и витаминах, зная содержание этих веществ в продуктах питания, можно приблизительно проверить: все ли, что нужно, получает ребенок за сутки, за неделю. Лучше за неделю, так как не обязательно, чтобы в один и тот же день набор продуктов в точности соответствовал потребности.
Главное, надо следить, чтобы в рационе достаточно было жиров, белков и углеводов и чтобы их количество находилось в отношении друг к другу, как 1:1:4. Если же количество пищевых ингредиентов соответствует потребности, то и калорийность будет также ей соответствовать.
Перечень продуктов, приведенный в таблице 1, является примерной дневной нормой. В среднем за неделю дети должны получить указанное количество продуктов в семикратном размере. Например, если в сутки детям до 3 лет полагается 0,5 яйца, то это значит, что они будут получать либо по одному яйцу через день, либо по два — 2 раза в неделю. И также в отношении других продуктов. Указанное в таблице количество мяса (или рыбы, или птицы), молока, масла (сливочного или растительного), овощей, фруктов или сухофруктов, сахара ребенок должен получать ежедневно.

ПОРЦИИ БЛЮД
Порции блюд, которые получают дети, должны соответствовать возрастным потребностям, при этом надо всегда помнить, что объем порции для детей значительно меньше, чем для взрослых.
Познакомившись с порциями блюд для детей разных возрастов, помните: лучше недодать, чем передать. (О детях с плохим аппетитом речь пойдет дальше.) В таблице 2 указано также, что примерно надо дать здоровому ребенку на завтрак, обед, полдник и ужин.

КОРМИТЬ ПО ЧАСАМ
Детей любого возраста обязательно надо кормить только в установленные часы, съеденные между приемами пищи конфета, печенье, яблоко расходуют на себя часть желудочного сока, которого у детей и так мало (по сравнению со взрослыми) , и к моменту обеда или ужина аппетит оказывается резко сниженным. На курортах, где лечат болезни органов пищеварения, первое, что говорит лечащий врач: «Поел — рот на замок» (то есть ничего не брать в рот между приемами пищи).
Составляя режим дня для ребенка, учтите, что обычно дети дошкольного возраста завтрак и ужин съедают за 15—20 мин, обед — за 20—30, полдник или второй завтрак — за 7—10 мин. Школьники съедают свои порции несколько быстрее. При этом надо следить, чтобы дети не глотали пищу непрожеванной.
Маленькие дети утомляются и начинают себя плохо вести, если они долго сидят за столом в ожидании пищи или после того, как они съели первое (особенно дети в возрасте до трех лет). Если ребенок перед приемом пищи бегал, занимался физкультурой или играл в подвижные игры с большой физической нагрузкой, у него может снизиться выделение желудочного сока (особенно если его вопреки желанию оторвали от интересной игры), что приводит к снижению аппетита и ухудшению условий для переваривания пиши.

КАК И ЧЕМ КОРМИТЬ
Разнообразие и красивое оформление блюд, хорошо сервированный стол располагают к приему пищи, улучшают аппетит. К сервировке стола можно привлекать детей с трехлетнего возраста, а с семи лет (особенно девочек) — и к приготовлению несложных блюд, и к их оформлению.
Активное участие в подготовке к приему пищи — залог того, что ребенок будет есть с удовольствием.
Детям в зависимости от возраста требуется различная кулинарная обработка.
Дети от года до полутора лет переходят на четырехразовое питание и получают те же блюда, что и в конце первого года жизни: молоко, каши, овощные пюре, соки, протертые супы, молотое мясо. Дополнительно в рацион им вводится ржаной хлеб, кофе с молоком, пудинги, запеканки, так как пища еще должна быть измельченная, но уже рубленая, а не только пропущенная через мясорубку. (Цельное мясо, птицу давать еще не следует.)
Блюда можно обжаривать, но без панировки (обваливания в муке или сухарях). Можно давать мелко нарезанные (или натертые на крупной терке) салаты и винегреты из сырых и вареных овощей. Разнообразятся супы: суп из крапивы (по типу щавелевого), суп-пюре из картошки с гренками (поджаренный кубиками белый хлеб), свекольник и пр. Пельмени, манты, бешбармак, галушки в возрасте до 3 лет давать еще не следует.
До 3 лет не разрешается заправлять супы пережаренным луком морковью, мукой, томатом. Если суп вегетарианский (без мяса), то в тарелку кладется кусочек масла и немного сметаны. Можно заправлять супы желтком, взбитым с небольшим количеством молока. До 7 лет запрещаются лавровый лист, перец и другие специи.
Уже с полутора лет можно кормить детей с общего стола, приспосабливая блюда к их возможностям переваривания и усвоения пищи (измельчать особо грубые продукты, обжаривать так, чтобы не было твердой корочки, отливать борщ до его заправки).
После 3 лет можно включать соленые и в меру острые блюда (сочетание уксуса, томата, лимонной кислоты с сахаром, солью). Можно уже давать гуляш, бефстроганов (тушеное мясо), жареный картофель.'
Самым питательным должен быть обед (примерно 40% дневного рациона), затем завтрак (30%), потом ужин (20%) и самым малокалорийным должен быть полдник (10%). В жаркое время года или если так удобно семье можно после завтрака дать полдник, а уже потом обед.
Питание (сущность и режим) ребенка, посещающего ясли или детсад, в субботу и воскресенье должно приближаться к тому, которое он получает в детском учреждении, а в остальные дни он получает одно кормление (ужин) с промежутком 3—4 часа от последнего приема пищи в детском саду. Надо стараться дома давать блюда из тех продуктов, которые ребенок недополучает в детском саду. Обычно это овощи и фрукты.
У школьника, если он завтракает в школе, исключается полдник, если он обедает в школе, исключается обед, а дома можно дать ему на завтрак или ужин второе блюдо от обеда.
Давать два раза в день суп абсолютно нецелесообразно.
Многие ученые и у нас, и за рубежом, считают, что традиционный рацион, принятый у большинства народов нашей страны и таких стран, как Германия, Чехия, Словакия, является не совсем рациональным.
Более здоровым является рацион без супа вообще или в котором суп встречается редко (2—3 раза в месяц) и в малом количестве (150—200 г). Запрещать совсем есть супы тем, кто привык, не следует, но и заставлять ребенка есть его не стоит.
Дело в том, что суп, по сути говоря, это разбавленное водой второе. Его большой объем, да еще если туда накрошить хлеба (что иногда делают для детей малоосведомленные в диететике люди) создает впечатление сытости, а фактически человек будет голоден, так как он не получит жизненно необходимых веществ. Кроме того, мясной навар вреден при непорядке в печени, повышенной кислотности желудочного сока и склонности к аллергическим реакциям.
Польза супа, мясного или овощного, состоит в том, что он вызывает выделение пищеварительных соков и тем самым' обеспечивает переваривание последующей пищи. Однако если перед обедом выпить фруктовый или овощной сок, минеральную воду или съесть кусочек селедки, соленый помидор, винегрет, то эффект будет тот же самый.
Во многих развитых странах, в кото
рых показатели здоровья находятся на
очень высоком уровне, почти не едят хле
ба, разве что граммов 25 — для бутербро
да утром с чашечкой (максимум полста
кана) кофе. К обеду или ужину подают
отварной в мундире и очищенный карто
фель с различными соусами. А гарнир к
мясу, как правило, сложный — из 2—3
видов овощей, в крайнем случае немного
(60—80 г) крупяного или макаронного
гарнира в сочетании с овощным (120—
150 г).
Не только для детей, но и для взрослых вредно злоупотребление мучными блюдами, особенно сдобными изделиями из теста, блюдами из макарон и круп, кроме овсяной, гречневой и предварительно замоченного на 8 часов и хорошо промытого риса.
Избыток углеводов приводит к увеличению массы тела — этот вес фактически является балластом, так как в основном связан с накоплением в организме жира и водьь Нередко такое питание приводит к аллергии и создает угрозу (особенно при злоупотреблении пирожными, шоколадом) возникновения тяжелого заболевания — диабета, которое нередко встречается и у детей. Кроме того, эти блюда способствуют появлению или усугублению аллергических болезней. Что касается конфет, то их можно давать не каждый день, не более 1—2 штук, и только после приема пищи как добавку к третьему блюду. Шоколадную конфету или маленькую дольку шоколада можно давать лишь по большим праздникам, да и то если у ребенка нет склонности к аллергии и не было заболеваний печени или желчного пузыря.
Основу питания должны составлять молоко, мясо, рыба или птица, в большом количестве овощи, и фрукты натуральные, сухие или консервированные и соки.
МОЖНО ЛИ ЗАПИВАТЬ ПИЩУ ВОДОЙ?
Иногда ребенок очень просит во время еды пить, а ему не дают. К обеду можно дать сок или нейтральную столовую минеральную воду: нарзан, арзни, джермук, боржоми — ко второму блюду и в небольшом количестве (1/4—1/2 стакана). Запиваемая пища лучше усваивается. Большое количество жидкости (больше стакана во время еды) способствует разбавлению желудочного сока и ухудшает переваривание пищи.

ОШИБКИ В ПИТАНИИ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ
В питании ребенка от года до трех лет чаще всего встречаются две ошибки, прямо противоположные по своей сущности: или чрезмерное щажение ребенка, или, наоборот, установка на то, что малышу все можно.
В первом случае ребенка после года продолжают кормить молоком, жидкими пюре и манной кашей. Мясо, овощи, фрукты протирают и считают, что это правильно, потому что ребенок отказывается от более плотной пищи. Кормят его из ложечки, чтобы побыстрее (за 8—10 минут) накормить, в то время как сам ребенок будет есть 25—30 минут.
Будьте терпеливы! Иначе вам придется кормить ребенка из ложечки чуть ли не до самой школы. А ребенок не хочет есть плотную пищу и есть самостоятельно потому, что его к этому не приучили.
Уже в 11 месяцев ребенку можно дать слегка обжаренную котлету, а с того времени, как появились коренные зубы, пищу надо измельчать, а не протирать, и то только более твердую пищу. Полужидкая пища не позволяет крепнуть зубам и развиваться органам пищеварения.
Другие родители, напротив, считают, что ребенку старше года можно все — и копченую колбасу, и манты, и пирожки с перцем. Некоторые дают мясо куском, кусок соленого огурца или помидора даже ребенку 8—9 месяцев. «Он хочет» — это самый главный аргумент. Так можно далеко зайти. Ребенку надо в основном давать то, что ему нужно, а не то, что он хочет.
При малом количестве зубов и недостаточной еще способности к перевариванию пищи продукты и блюда не по возрасту могут принести только вред






Читайте дальше:
Витамины, углеводы, минералы. Питание больного ребенка, лечебное питание
Хранение продуктов и приготовленной пищи. Отдельные продукты в питаниибольного ребенка
Опыт применения лечебных ванн. Скипидарные Залмановские ванны
Как и чем кормить больного ребенка