Главная страница

Детские болезни. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА





Человек с момента рождения и до того возраста, когда он становится взрослым, находится все время в процессе роста и развития, совершенствования органов и систем. Условно все детство подразделяется на пять периодов. Каждому периоду характерны анатомо-физиологические особенности, которые в своей совокупности определяют своеобразие реактивности, сопротивляемости организма, развитие и особенности течения заболеваний.
I. Период новорожденное (см. Новорожденные дети). II. Грудной период начинается с 3—4-недельного возраста и условно заканчивается в 12 мес. В это время дети интенсивно растут, прибавляют в весе. Рост в среднем за первый год увеличивается на 25 см, вес утраивается. Развиваются статические функции, ребенок сидит, ползает, ходит. К 5—6 мес начинают прорезываться молочные зубы; к году бывает обычно 8 зубов (передние — 4 верхних и 4 нижних). Ребенок рождается с безусловными врожденными рефлексами, к которым относятся сосание, глотание, мигание, чиханье, акт дефекации, мочеиспускания и др. По мере дифференцирования центральной нервной системы, начиная с первого месяца жизни, происходит развитие условных рефлексов. Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, на приготовление к кормлению, но уже с 3-го месяца рефлексы значительно усложняются: ребенок устойчиво фиксирует взгляд, следит за движением предмета, поворачивает голову к источнику звука, отвечает улыбкой, активными движениями рук и ног на разговор с ним. Начиная с 6 мес произносит отдельные слоги, громко смеется, к году дети обычно знают несколько слов, и с этого момента начинается развитие речи. Для правильного развития ребенка, его высшей нервной деятельности необходимо четко организовать режим, питание, чередование периодов сна и бодрствования. Детям 2—3 мес надо обеспечить сон общей длительностью 16—18 ч, из них 10—11 ч ночью и 6—7 ч днем в 3—4 приема. В возрасте от 3 до 6 мес длительность сна 16 ч в сутки, от 6 до 10 мес— 15—16 ч, из них днем около 5 ч в 3 приема. После 10 мес дети переходят на дву» кратный дневной сон с общей продолжительностью сна в сутки 14х/2—15> ч. Обычно после каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормления бодрствовать.
В связи с интенсивностью обменных процессов характерным является большая потребность в пище, которая компенсируется правильно организованным вскармливанием. При любых погрешностях режима питания легко развиваются заболевания желудочно-кишечного тракта, рахит, заболевания органов дыхания, ребенок может быстро терять в весе, развивается гипотрофия.
У детей грудного возраста при заболеваниях, особенно инфекционных, отмечается склонность к диффузным, общим реакциям; так, при пневмониях, гриппе, дизентерии, диспепсии могут появиться судороги, менингеальные явления, развивается токсикоз.
III.       Период  молочных зубов подразделяется на ясельный возраст «— от t
года до 3 лет и дошкольный —от 3 до 7 лет.
Ясельный возраст характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжается активный рост. Ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой развития является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас, ребенок начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы, а к 2—3 годам предложения становятся многословными, он подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ребенком правильно. Начиная с liX/2 лет дети спят днем один раз около 3 ч, ночной сон 11ч.
В ясельном возрасте также важно четко организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий внешней среды. В связи с увеличивающимися контактами детей между собой в этом возрасте увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).
Дошкольный возраст. В этот период несколько замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем. В 5—6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Ребенок переходит на режим питания взрослого. Дневной сон однократный — 2—21/2 ч, ночной 10—11 ч; сон будет крепким и спокойным при условии, если ребенок перед сном не был возбужден, не играл в шумные игры. В этом возрасте развиваются тонкие навыки у детей: умение кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, танцевать, вышивать, вязать. Благодаря хорошей памяти дети чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают сказки, рассказы. В дошкольном периоде начинают появляться заболевания, в основе которых большую роль играет аллергия, измененная реактивность организма: бронхиальная астма, ревматизм, крапивница и др.
IV.       Младший школьный  возраст-—7—12 лет.  Продолжается  совершенст
вование функций организма ребенка. Усиленно развиваются и крепнут мышеч
ная   система,   скелет.   Молочные  зубы    полностью   заменяются    постоянными.
Школьный ритм жизни способствует развитию усидчивости, необходимых тру
довых навыков. Нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправиль
ное сидение ребенка за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого
портфеля и ряд других моментов могут привести к искривлению позвоночника.
V.        Старший школьный возраст — 12—16 лет — это период полового созре
вания.    Характеризуется   значительной   перестройкой   эндокринной   системы,
усиленным ростом. В этом периоде часто встречаются функциональные  расстрой
ства  сердечно-сосудистой  системы,  нервной  системы,  обусловленные,   с одной
стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных   орга
нов,   с  другой   стороны,   неустойчивостью   вегетативно-эндокринной    системы.
Ряд других заболеваний  (пневмония,  ревматизм,  инфекционные   заболевания)
протекают так же, как и у взрослых.
Физическое развитие ребенка. Для оценки физического развития ребенка используются показатели роста, веса, окружности головы, груди и обще,е состояние. Интенсивность прибавки веса и роста зависит от возраста ребенка. Так, вес новорожденного удваивается к 4-*-5 мес, утраивается к году, затем прибавка идет в среднем на 2 кг в год. Рост за первый год увеличивается на 25 см, к 5 годам рост новорожденного удваивается, затем каждый год рост увеличивается в среднем на 5 см. Детей раннего возраста следует взвешивать на специальных (чашечных) весах и измерять рост на горизонтальном ростомере. Детей старшего возраста взвешивают на медицинских весах, рост, начиная с lVa—2.лет, измеряют на вертикальном ростомере.
Средние данные основных показателей физического развития детей пред-стаелены в табл. 8 и могут служить для ориентировки при оценке состояния ребенка.
Приведенные цифры могут быть только ориентировочными. В последние годы во всех экономически развитых странах отмечены явления акцелерации, т. е. ускорение роста и развития детей; начиная с внутриутробного периода, что находит свое отражение в рождении детей с весом более 4 кг и ростом болег 50 см. Затем у этих детей отмечается увеличение средних показателей данных антропометрии, более раннее прорезывание зубов, раньше появляется первая менструация у девочек и отмечается более раннее половое созревание мальчиков.
При оценке физического развития ребенка, кроме анализа антропометрических данных, необходимо обращать внимание на эластичность кожных покро-воз, плотность (тургор) мягких' тканей, мышечный тонус, состояние статики, эмоциональной настроенности ребенка.
Правильное физическое развитие ребенка зависит от многих факторов внешней и внутренней среды: режима дня, питания, пребывания на свежем воздухе, занятия физкультурой. Отрицательное влияние на физическое развитие могут оказать и заболевания ребенка, прежде всего врожденные пороки сердца, врожденные и приобретенные перажения центральной нервной системы, частые респираторные заболевания, рахит, эндокринные расстройства и т. д. Чтобы не допустить грубых отклонений в физическом развитии ребенка, необходимо систематически следить за его здоровьем и проводить антропометрию, анализировать полученные данные и, своевременно установив причину нарушений, назначать соответствующую коррекцию.






Читайте дальше:
ЗАНОС ПУЗЫРНЫЙ — заболевание плодного яйца, при котором ворсинки хорионапревращаются в пузырьки, заполненные светлой жидкостью
ПРЕДЛЕЖАНИЕ ПЛОДА ТАЗОВОЕ. Ягодичные предлежания делятся на чистоягодичные, когда ножки вытянуты вдоль туловища
ПУПОВИНЫ ОБВИТИЕ. Наблюдается обвитие пуповины вокруг шеи, туловища,ножки, ручки
СЛАБОСТЬ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Различают первичную и вторичную слабостьродовых сил
ДООПЕРАЦИОННЫЙ (ДОНАРКОЗНЫЙ) ПЕРИОД. За это время необходимо провестиклиническое обследование больного, уточнить основной диагноз, выявитьсопутствующие заболевания
ЭКСТРАГЕНИТАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И БЕРЕМЕННОСТЬ. Болезнь Боткина ибеременность
ЗАЩИТА ПРОМЕЖНОСТИ В РОДАХ. Методика выведения головки и туловища плодав родах носит название защиты промежности
ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ. К ним относят пиодермию,фолликулит, пузырчатку, заболевания пупочной ранки, сепсис
ДЫХАНИЕ ИСКУССТВЕННОЕ «ИЗО РТА В РОТ» И «ИЗО РТА В НОС». Это простой, ноэффективный метод искусственной вентиляции легких, являющийся одним из основныхмероприятий при реанимации в экстренных случаях
СРОК БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ. Беременность у женщины в среднем продолжается280 дней, т. е. 40 недель, или 10 акушерских месяцев
ОХРАНА ТРУДА БЕРЕМЕННЫХ. Для обеспечения нормального развитиябеременности и здоровья ребенка предусмотрен ряд мероприятий, охраняющих трудбеременной и женщины-матери
ИНТУБАЦИЯ ТРАХЕИ эндотрахеальный метод наркоза, реанимационная ситуация(терминальные состояния, острая дыхательная и легочно-сердечная недостаточность
МАССАЖ СЕРДЦА (закрытый, открытый). Показания: остановка (асистолия,синкопе) и фибрилляция сердца, терминальные состояния
ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В АКУШЕРСТВЕ. Основные его особенности: необходимоучитывать воздействие применяемых фармакологических средств не только наорганизм роженицы, но и на плод, новорожденного, а также на сократительную способность матки, свертывающую и а
ОБЕЗБОЛИВАНИЕ У ДЕТЕЙ. тахипноэ, тахикардия, артериальная гипотензия,неполноценны периферическое кровообращение и регуляция сосудистого тонуса Прихирургических операциях у детей общее обезболивание является методом выбора
ПОДГОТОВКА БОЛЬНОГО К ОПЕРАЦИИ И НАРКОЗУ
РЕАНИМАЦИЯ ПРИ УТОПЛЕНИИ. При извлечении пострадавшего из воды ссохраненным дыханием и пульсом необходимо