Главная страница

Здоровье





РАЦИОН
Школьники быстро растут и развиваются, тратя огромное количество энергии. Их рацион поэтому должен включать большое количество белков, железа, кальция и основных витаминов. Исследования показали, что взрослые и дети едят по-разному. Дети предпочитают есть чаще, в любое время дня, и им нравится пища, которую можно есть руками. Большинство родителей не одобряют того, что дети любят перекусить между основными приемами пищи, но, если ребенок очень активен, а еда питательная и дает ему силы, необходимо в какой-то степени пойти навстречу потребностям ребенка.
Привычки к употреблению определенных видов пищи закладываются в раннем детстве, и в обществе, в котором в жизни семьи большую роль играют телевидение и реклама, родителям трудно настоять, чтобы дети строго придерживались здоровой пищи. Однако существует ряд основных положений, которым необходимо следовать.
Завтрак
В семьях, в которых дети встают поздно или сами собираются в школу, возникает соблазн обходиться без завтрака. Если ребенок голодный, снижается способность концентрировать внимание, это ведет к ухудшению его работы в школе. Большинство детей с удовольствием едят по утрам каши, которые являются ценным продуктом питания, обогащающим рацион клетчаткой, железом, витамином В и кальцием, если это молочные каши. Выбирайте крупы, которые ребенок любит, но содержащие много клетчатки; многие из них обогащены витаминами и железом. Избегайте клейких сладких каш, они вредны для зубов, так как способствуют развитию кариеса. Если к каше добавить стакан чистого фруктового сока, богатого витамином С, это послужит хорошим началом нового дня.
Многие дети не любят есть в школьной столовой, а берут с собой еду; в этом случае родители имеют возможность проконтролировать формирование привычек. Вопреки распространенному мнению хлеб является здоровой, дающей силы пищей и не приводит к лишнему весу, если только не употребляется в избытке, но то же самое можно сказать о большинстве продуктов. Сандвичи, аппетитно намазанные арахисовым маслом или мармеладом, будут хорошей основой ленча, к ним можно добавить что-нибудь из фруктов и упаковку сока. Конечно, необходимо, чтобы еда доставляла удовольствие; не принесет вреда, если вы положите в коробочку для завтрака сухое печенье с малым содержанием жиров и кондитерские изделия с низким содержанием сахара.
Вечерняя еда
Еда — это не только принятие необходимой для жизнеобеспечения пищи, это социальное событие.
Если члены семьи по вечерам собираются за ужином вместе, они могут делиться впечатлениями прожитого дня и получать удовольствие от общения. Дети, которых поощряют принимать участие в приготовлении пищи, скорее заинтересуются питательными свойствами своего рациона. Сбалансированное питание предполагает мясное блюдо или его заменители — рыбное блюдо, яйца, бобовые, блюда из фруктов и овощей и, если дневной рацион еще не полон, кашу и молочные продукты.
Беспорядочное питание
Примерно у 10 процентов школьников наблюдается ожирение, из-за которого ребенок чувствует себя несчастным и становится предметом насмешек в школе. Ожирение легче всего предотвратить, если следить за весом и ограничить употребление высококалорийной пищи. Детей с избыточным весом надо поощрять соблюдать диету, хотя без разъяснительной работы добиться этого очень трудно. В подростковом возрасте девочки особенно чувствительны к своему внешнему виду, и это облегчает задачу. Семейный врач или школьная медсестра могут дать рекомендации и помочь в их выполнении. Анорексия (отказ от приема пищи), хотя, к счастью, встречается не часто, является заболеванием, свойственным юному возрасту, и обычно (но не исключительно) поражает девочек. Родителям необходимо быть начеку, если их ребенок чрезмерно увлекся идеей похудеть или сильно изменились его привычки, связанные с едой.
  
6.2 (б)    ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ
Дети младшего школьного возраста чрезвычайно подвижны, постоянно играют, расходуя на игры много энергии, а позднее начинают заниматься спортом. Важно поощрять такие занятия и, по возможности, принимать в них участие. Прогулки, плавание, езда на велосипеде — вот виды физических занятий, в которых могут участвовать все члены семьи и которые улучшают качество жизни.
Замечено, что тинейджеры в сравнении с детьми младшего возраста проявляют меньшую двигательную активность, поэтому принимаются меры по вовлечению их в спортивные занятия, предлагаемые местными спортивными центрами. В большинстве районов имеются спортивные комплексы и развлекательные площадки, где молодые люди могут попробовать себя в различных видах спорта. Но не все дети могут добиться спортивных успехов. У большинства детей развит дух соревновательности; и тяжело бывает видеть ребенка, который не может достичь того, что умеют его сверстники. Родители должны внушить, что не победа главное, важно принимать участие в спортивных занятиях.
Чтобы физические занятия приносили пользу, не надо усердствовать до изнеможения. Важно, чтобы они были регулярными. В детстве физическая нагрузка ускоряет наращивание мышечной ткани, рост костных структур и помогает избежать лишнего веса. Детей надо поощрять принимать участие в таких видах физической деятельности, которые приносят им радость, хорошее самочувствие, требуют минимальных расходов и могут быть регулярными, а также легко доступны в любой день.
В рекомендациях служб, ответственных за физическое воспитание, указывается, что человеку, чтобы быть бодрым и иметь хорошую физическую форму, нужно быть гибким, сильным и выносливым.
Гибкость подразумевает способность всех сочленений совершать движения с полным размахом.
Сила важна при поднятии тяжестей и выполнении физических работ, требующих хорошо развитых мышц плеч, туловища и ног.
Выносливость необходима для сохранения способности продолжать занятие, требующее физических усилий не на последнем издыхании.
Дети обычно отличаются очень хорошей гибкостью и выносливостью, а силы они набирают с возрастом. Однако важно поддерживать и улучшать эти качества, сохранить их в зрелые годы как один из способов предупреждения сердечных заболеваний, которые все еще остаются основной причиной смерти в нашем обществе.
В приводимой ниже таблице перечислены виды физических занятий и их роль в развитии указанных качеств. Они принесут ощутимую пользу, если заниматься не менее трех раз в неделю. Родителям надо побеспокоиться о безопасности детей, например, убедиться, что занятия плаванием проводятся под хорошим надзором, с соблюдением правил безопасности, и риск получения травмы исключен. Несчастные случаи являются наиболее распространенной причиной смертей и увечий в детском возрасте, поэтому безопасность при любом виде физической деятельности приобретает огромное значение.
 
6.2 (в)    СОН И ОТДЫХ
Каждому человеку в течение дня требуется время на отдых и релаксацию, и дети не являются исключением. Необходимое время сна для разных людей сильно отличается. Когда ребенок впервые идет в школу, он зачастую приходит домой в совершенном изнеможении. Однако вскоре здоровые дети вновь набираются сил, и те из них, кто привык ложиться спать рано, могут просыпаться по ночам или ранним утром и мешать спать родителям. Поэтому разумно дать детям отдохнуть некоторое время — за любимой игрой, с книгой или у телевизора. В зависимости от возраста дети в среднем должны спать восемь-десять часов в сутки. С возрастом время необходимого сна уменьшается, и родители могут обнаружить, что у них остается меньше времени для себя. Поэтому важно, чтобы у ребенка было свое личное место, где он может проводить время один или с друзьями.
Невысыпающиеся дети раздражительны и плохо успевают в школе, потому что не способны концентрировать внимание. У детей может возникнуть состояние тревоги, в результате чего нарушается сон. Обсуждение с родителями, друзьями или учителями причин тревоги помогает избавиться от проблем. Простые упражнения на расслабление, такие, как глубокое дыхание и расслабление всех частей тела, могут снять напряжение и улучшить сон. Чтобы хорошо спать полезно:
•          Ложиться спать в одно и то же время и отводить на
сон определенное время.
•          Выработать ритуал отхода ко сну.
•          Теплое питье на ночь.
•          Перед сном немного почитать или послушать чте
ние.
 
6.2 (г)    ШКОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Школьное медицинское обслуживание имеет своей целью:
• Обеспечить, чтобы каждый ребенок был, по возможности, бодрым и здоровым, чтобы он мог успешно проходить курс обучения.
•          Научить детей правильному отношению к здо
ровью, чтобы они сделали выбор в пользу здоро
вого образа жизни.
•          Выделить группы детей, которым требуется лече
ние или особые условия, и проводить работу в тес
ном контакте с родителями и учителями этих де
тей с тем, чтобы они смогли обучаться в соответ
ствии с их потребностями.
Эти цели достигаются следующим образом:
•          Наблюдение за физическим развитием и ходом
обучения, развитием в социальном и эмоциональ
ном плане всех детей, посещающих школу.
•          Выявление и регулярный контроль за детьми с фи
зическими или умственными недостатками, кото
рые могут повлиять на обучение в условиях, пре
доставляемых обычной школой.
•          Доведение до учителей ценности врачебных реко
мендаций, касающихся конкретных детей, для их
успешного обучения.
•          Выполнение профилактических прививок.
•          Рекомендации и участие в выполнении школьных
программ по санитарному просвещению.
•          Создание независимой службы доверия для детей
из неблагополучных семей и тех, у кого есть про
блемы со здоровьем.
•          Установление связей между домом и школой, по
зволяющих родителям или другим лицам,осу-
ществляющим уход за детьми, обратиться к ра
ботникам медицинской службы по любым вопро
сам, касающимся здоровья ребенка.
Школьники, их родители или опекуны, учителя, врачи и медсестры — все вносят свой вклад в обеспечение здоровья детей в школе.
Родители
•          знают, как чувствует себя ребенок изо дня в день;
•          знают, что нормально для их ребенка.
Дети
•          знают, когда им хорошо, когда им грустно, когда
они плохо себя чувствуют.
Учителя
•          знают, насколько успешно ребенок усваивает зна
ния в классе;
•          видят, как ребенок общается с другими детьми и
взрослыми.
Семейный доктор
•          у него находится медицинская карта ребенка;
•          хорошо знает всю семью.
Школьные врачи и медсестры
•          имеют документацию на каждого ребенка, содер
жащую сведения из детской поликлиники и ре
зультаты консультаций;
•          выполняют осмотры;
•          прошли обучение по программам развития детей
и детским болезням.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что успешное осуществление школьной программы здоровья требует совместных усилий детей (соответственно их возрасту и способностям), родителей или опекунов, учителей, врачей и медсестер. В некоторых ситуациях в работу могут вовлекаться службы психологической помощи школьникам, добровольные организации и работники социальных служб.
В каждой школе есть квалифицированный школьный врач и опытная медсестра. Школьная медсестра каждую неделю бывает в школе, к ней всегда могут обратиться за помощью дети, родители и учителя. Медсестры и врачи могут помочь в решении многих сложных проблем, которые возникают у детей и в их семьях.
Они могут, например:
•          Проводить беседы с родителями и учителями о
том, какие условия надо создавать детям, стра
дающим хроническими заболеваниями, например
астмой.
•          Помогать детям избавиться от таких неприятных
вещей, как ночное недержание мочи или избыточ
ный вес.
•          Организовать помощь детям, у которых не все в
порядке с речью.
•          Помогать детям с проблемами поведенческого ха
рактера и в эмоциональной сфере.
•          Помогать детям, имеющим физические или умст
венные недостатки.
  
6.2 (д)    КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ
Предотвращение кариеса избавляет от многих мучений и неприятностей на долгие годы. С раннего возраста надо приучить детей чистить зубы пастой, содержащей фтор. Разрушения зубов также можно
избежать, если в перерывах между едой не давать детям сладостей, так как при таком употреблении сахар особенно вреден для зубов.
Чтобы сохранить здоровые зубы, нужно:
•          Ограничивать детей в конфетах, шоколаде, пи
рожных, печенье и содержащих сахар прохлади
тельных напитках.
•          Не класть сахар в чай или кофе.
•          Давать детям йогурт или свежие фрукты, а не пу
динги и другие сладкие десерты такого рода.
•          Избегать   чрезмерного   употребления   шипучих
прохладительных напитков, так как они могут
приводить к истончению зубной эмали.
Детей надо показывать стоматологу с раннего возраста, еще до того, как они пойдут в школу. Все больше стоматологов так обставляют свою работу, что дети перестают бояться встречи с ними. Дети, сопровождающие родителей во время посещения ими зубных врачей, начинают видеть в них друзей, а не тех, кто причиняет боль.
Желательно, чтобы дети проходили осмотр у зубного врача каждые шесть месяцев. Существует целый ряд профилактических мер, направленных на предотвращение кариеса.
Стоматологи и стоматологи-гигиенисты могут научить детей правильно чистить зубы, пользоваться нитью для чистки межзубных промежутков. Они дают советы, какую щетку лучше выбрать для ребенка. Зубную щетку следует заменять не реже, чем каждые два месяца или раньше, если ее щетинки деформировались и износились.
6.2 (е)    ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Опрос тинейджеров, проведенный в конце 80-х годов, показал, что почти каждый десятый подросток ежедневно испытывает депрессию или чувствует, что все ему опостылело, более четверти опрошенных оказываются в таком состоянии по крайней мере раз в неделю, и только три процента девочек и семь процентов мальчиков никогда не знают депрессии. Чаще всего в качестве причин плохого самочувствия назывались скука и школьные дела. Семья и семейные ссоры также занимали верхние ряды в этом перечне, как и неприятие сверстниками. Все это очень тревожные факты, особенно если
учесть, что самоубийства стоят на третьем месте среди причин смертности в возрастной группе от 15 до 34 лет. Еще одно печальное открытие касается увеличения за последние двадцать лет случаев злоупотребления наркотиками.
Основы психологического здоровья закладываются в здоровой семье, в которой принято открыто и честно говорить о проблемах общения. Но в обществе, в котором увеличивается число распадающихся семей и многие дети растут в семьях, в которых один родитель несет всю тяжесть ответственности за физическое и эмоциональное развитие ребенка, не всегда легко создать такую атмосферу. В ряде случаев на помощь могут прийти родственники, школьные учителя или близкие друзья семьи.
Молодым людям часто удается справиться с депрессией, если они способны распознать ее признаки. Депрессия может выражаться в следующем:
•          плохое настроение, чувство грусти («жизнь не
имеет никакого смысла»);
•          отчаяние («нет света в конце туннеля»);
•          беспомощность («я не могу ничего изменить в
своей жизни»);
•          чувство вины («это я виноват»);
•          чувство одиночества («я никому не нужен»);
•          чувство бесполезности («я ни на что не гожусь»);
•          ощущение, что тебя не любят («мне не для кого
жить»).
У депрессии есть физические симптомы:
•          расстройство пищеварения;
•          пониженный или повышенный аппетит;
•          потеря веса или сильное увеличение веса;
•          головная боль;
•          плохой сон
Каждый человек в какой-то момент жизни сталкивается с такими проблемами, но, если у подростка их сразу несколько и они не разрешаются в течение месяца и дольше, следует обратиться к врачу.
Во многих случаях у депрессии есть скрытая причина, например недавняя утрата:
•          потеря вещи, которой ребенок очень дорожил;
•          смена школы;
•          окончание детства, переход в подростковый воз
раст;
•          переезд в другой дом;
•          развод родителей;
•          смерть любимого животного;
•          разрыв отношений с другом или подругой.
В таких ситуациях подрастающему человеку необходимо пройти через период скорби с его стадиями гнева, обиды, отказа принять случившееся и постепенное смирение с утратой.
Существуют простые способы, позволяющие облегчить выход из депрессии,— они приведены в рамке.
  
Способы уменьшить депрессию
 
•          Пробудившись, встаньте, умойтесь, оденьтесь
(если вы останетесь в постели или будете сло
няться в ночной рубашке, депрессия только уси
лится).
•          Дайте себе задания, которые легко выполнить
(позвонить другу, написать письмо).
•          Избегайте действий, которые могут усугубить
депрессию (например, не читайте удручающих
газетных новостей).
•          Старайтесь не думать о времени неудач, вы
только разбередите мрачные воспоминания.
•          Не ополчайтесь на самого себя, не ведите мыс
ленных разговоров, в которых вы упрекаете
себя и сравниваете себя с другими, более удач
ливыми, чем вы.
•          Создавайте новые привычки; составьте пере
чень занятий, которые раньше приносили вам
радость, и каждый день выбирайте из этого спи
ска четыре-пять наименований — и занимайтесь
этими делами.
•          Пересмотрите свой рацион; избегайте сладо
стей, пирожных, печенья (если вы наберете
лишний вес, это только усилит депрессию).
•          Регулярно давайте себе физическую нагрузку.
Есть данные, что физические упражнения спо
собствуют уменьшению депрессии.






Читайте дальше:
Современная практика дородового наблюдения обеспечивает раннее выявлениемногоплодной беременности, часто во время ультразвуковой томографии на раннихмесяцах беременности
Первые шесть месяцев жизни ребенка являются временем его очень быстрогороста и такого же быстрого сближения с родителями и другими членами семьи
Ребенок дошкольного возраста
Детская психология. Проблемы с поведением ребенка
Безопасность вашего ребенка
Наиболее распространенные заболевания у грудных младенцев и детеймладшего возраста
Уход за больным подростком в домашних условиях
Ребенок с пониженной способностью к обучению
Здоровье взрослых
Психическое здоровье
Подростковый возраст. Общие кризисные ситуации
Больные зрелого возраста
Уход за престарелым пожилым человеком в домашних условиях
Общие проблемы состояния здоровья у пожилых людей. Недержание.Расстройства психики
Помощь больным в домашних условиях. Уход за больными
Брак. Создание семьи