Главная страница

Уход за больным подростком в домашних условиях





Уход за больным ребенком или подростком в домашних условиях обычно имеет много общего с уходом за другими заболевшими членами семьи. Немного приболевший ребенок быстро выздоравливает при обычном уходе и соблюдении предписанного семейным врачом лечения.
Дети школьного возраста, страдающие от острых или хронических заболеваний или помещенные в больницу требуют особого внимательного отношения к их нуждам. Детям с физическими недостатками или хроническими заболеваниями надо помогать приспособиться к ограничениям, налагаемым недостатками или болезнью, выработать свой образ жизни с тем, чтобы они вступили в зрелость достаточно независимыми, с чувством ответственности за себя.
ЕДА И ПИТЬЕ
Потребности детей в питании меняются в зависимости от скорости, с которой они растут в определенное время,и могут измениться, если ребенок долго болеет. Подростки быстро растут, их эмоциональное состояние неустойчиво, образ жизни очень деятельный, поэтому у них повышенная потребность в пище, и часто именно в этот период молодые люди экспериментируют с новыми видами пищи.
Молодым людям надо помочь приобрести знание о питательной ценности продуктов, чтобы у них выработалось здоровое отношение к еде. Это особенно важно, если ваш ребенок страдает хроническим заболеванием, при котором необходимо соблюдать диету. При диабете и желудочно-кишечных заболеваниях ребенку не все можно есть. Постепенно его надо научить самому придерживаться необходимой диеты.
Некоторые подростки, которые в детстве ели так, как было принято в их семье, не отказываясь от мясных блюд, становятся вегетарианцами, потому что на них большое впечатление производит движение в защиту животных и окружающей среды. Если ваш ребенок серьезно решил стать вегетарианцем, вам надо помочь ему понять необходимость полноценного питания. Если не сделать этого, его рацион может оказаться бедным, в нем будут отсутствовать продукты животного происхождения, которые необходимо заменить растительной пищей, богатой белками, источником которых может стать, например, соя.
Если, приболев, ребенок отказывается есть, постарайтесь готовить для него то, что он больше любит. В таких случаях важно проследить, чтобы ребенок выпивал достаточное количество жидкости.
 
6.3 (6)    УДАЛЕНИЕ ИЗ ОРГАНИЗМА ОТХОДОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ И РВОТА
По мере того как дети взрослеют, они становятся особенно чувствительны к своему внешнему виду и физиологическим отправлениям организма. Поэтому нельзя нарушать их уединения, когда они идут в туалет или в ванную. Братьев и сестер надо научить уважать потребность в уединении, тогда члены семьи смогут спокойно пользоваться ванной и туалетом.
Болезни, при которых бывает рвота, ослабляется
контроль над работой кишечника и мочевого пу
зыря, часто воспринимаются детьми школьного
возраста как унизительные, потому что как бы воз
вращают их в состояние младенчества. Очень важно
проявить чуткость к тому, что заботит ребенка. Если
братья и сестры обычно спят в одной комнате, надо
попытаться временно отвести для больного ребенка отдельную комнату.
Если ребенка несколько раз подряд сильно вырвало или если рвота сочетается с другим подозрительным симптомом, например болью в животе, ознобом или поносом, не медлите с обращением к врачу. Большие потери жидкости в результате рвоты или поноса могут привести к обезвоживанию организма.
Периодически повторяющаяся рвота иногда может быть реакцией на стресс или беспокойство. Если врач не обнаружит других причин появления рвоты, он может предположить, что она вызвана стрессом. Постарайтесь вспомнить, не было ли каких-нибудь событий в жизни ребенка, которые могли бы вызвать у него сильное беспокойство. Внимание и поддержка обычно позволяют избавиться от проблемы.
У большинства детей не возникает проблем с контролем работы кишечника и мочевого пузыря, но во время болезни и угнетенного состояния дети могут несколько регрессировать, снова начать писаться и пачкаться. Обычно дети стыдятся этого, приходят в замешательство и пытаются отрицать факты. Заботливое внимание и поддержка позволяют избавиться от проблемы.
6.3 (в)    СОН И ОТДЫХ
Больным детям требуется больше времени для сна и отдыха. У хронических больных и выздоравливающих после серьезного заболевания потребность в сне также может увеличиться.
Дети разного возраста тратят на сон разное время, и это может создавать сложности, если братья или сестры спят в одной комнате. Время отхода ко сну часто становится источником конфликтов; как правило, старшие дети ложатся спать позднее, чем их младшие братья и сестры.
Часто разнополые дети пользуются одной спальней, и в целом это приемлемо до тех пор, пока они не достигнут периода полового созревания. В этом возрасте дети обычно начинают требовать для себя отдельную комнату или место, где они могли бы держать свои вещи и принимать друзей. Обе проблемы можно попробовать решить, расставив кровати в разных концах комнаты.
В детском возрасте бывают страхи, тревожные сны и настоящая бессонница. Иногда они сопутствуют болезни или начинаются после пребывания в больнице. Детей пугают страшные сны. Не стоит уверять ребенка, что ему ничего не приснилось, лучше напомните ему, что это только сон и он уже проснулся. Скажите, что вы будете тут, рядом с ним ночью, успокойте его, что не оставите его одного наедине с плохим сном.
Некоторых детей трудно уложить спать, даже если принимать обычные меры для облегчения засыпания, например давать на ночь теплое питье. Болезни и дневной сон усугубляют положение. Нет какого-либо универсального средства на этот случай, но, за очень редким исключением, это проходит. Если ваш ребенок спит днем, то надо найти для него занятие, которое утомило бы его ко времени ночного сна. Детей с повышенной потребностью в сне после перенесенной болезни можно раньше укладывать спать или обеспечивать им отдых в течение дня. Ребенок сможет отдохнуть за счет меньшей физической активности, если будет смотреть видеофильмы, читать, выпиливать, играть в настольные игры, шить или мастерить модели.
Ночное хождение чаще всего наблюдается у детей в возрасте от 10 до 14 лет. Травм при этом, как правило, не бывает, и лучше всего осторожно вернуть ребенка в кровать. Будить ребенка не обязательно, если только ему не снится что-нибудь страшное.
 
6.3 (г)    ПОДВИЖНОСТЬ
Если ваш ребенок действительно плохо себя чувствует и хочет спать, он с радостью останется в постели. Но, если нет соответствующих указаний се-
мейного или больничного врача, нет необходимости держать больного ребенка все время в постели, гораздо лучше, если вы разрешите ему немного подвигаться; ребенок младшего возраста или подросток может провести день среди членов семьи, отдыхая по мере надобности на диване в гостиной.
Когда ребенок начнет поправляться, разрешите ему больше двигаться. Настольные игры, выпиливание, шитье, телевизор, сборка моделей, видео обеспечат ему интересное занятие.
Некоторые дети школьного возраста и подростки с трудом переносят бездеятельность. Вынужденная малоподвижность угнетает их, понижает настроение.
Школьники, активно занимавшиеся спортом, переживают отсутствие физической нагрузки, вызванное болезнью или травмой. Они также сильно переживают, если невольно нарушают планы своих сверстников тем, что не могут участвовать в командной игре в футбол, хоккей или теннис. В это время важно предложить им виды деятельности, которые позволили бы поддерживать контакт с друзьями. Можно приглашать друзей играть в настольные игры или организовать дома что-то вроде клуба.
Плавание является прекрасным видом физических занятий во время реабилитации. Если у вашего ребенка, например, паховая грыжа, в течение какого-то периода времени после операции он не сможет играть в силовые игры типа регби, но после того, как шов зарубцуется, он сможет часть энергии затрачивать на плавание.
Если предполагается, что после хирургической операции или болезни ребенок долго будет вынужден оставаться малоподвижным, можно обратиться за помощью к специалисту по трудовой терапии.
 
6.3 (д)    ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК
Подрастая, дети начинают проявлять интерес к своему телу и задают вопросы об отличиях в физическом облике мальчиков и девочек. Вам следует отвечать на эти вопросы без всякого смущения, просто, но понятно для ребенка.
В таком же духе надо отвечать на вопросы об изменении вида тела в результате болезни или хирургического вмешательства. Для ребенка эти вопросы не отличаются от множества других, которые он за-
давал годами. Дети усваивают информацию настолько, насколько они могут ее понять. Ваши ответы должны быть на уровне понимания ребенка. Вслушивайтесь в вопрос и старайтесь объяснить ребенку именно то, о чем он спрашивает.
Если вы не поощряете разговоры на определенные темы в раннем возрасте, ребенок не будет открыто говорить с вами на эти темы позднее или не будет делиться с вами тем, что его тревожит. Маленькие дети расспрашивают своих родителей обо всем; если вы будете одобрительно относиться к этому, между вами возникнут доверительные отношения; ребенок будет знать, что он может открыто высказываться и всегда поговорить с вами о своих проблемах.
Дети, внешний вид которых изменился в результате перенесенной болезни или операции, могут начать избегать общества других детей. Обычно это происходит потому, что они боятся быть отвергнутыми сверстниками, друзьями-одногодками. Страх может быть основан на предшествующем опыте — насмешках в школе — или вызван тем, как сам ребенок оценивает свой внешний вид. Вы можете помочь ему, ободрив его, посоветовав общаться со своими друзьями, принимать участие в спортивных занятиях в школе.
Наверное, труднее всего подростку справиться с ситуацией, когда он утрачивает какую-нибудь часть тела. Независимо от того, какая часть тела утрачена или обезображена, ребенку потребуется активная помощь и эмоциональная поддержка, чтобы он смог снова стать независимым от других, насколько это возможно. Если вы посоветуете, как использовать косметику, чтобы скрыть некрасивые родимые пятна или шрамы, это может помочь ребенку обрести уверенность в себе.
Подростки с наследственным заболеванием могут быть особенно чувствительны к тому, как родители относятся к их заболеванию. То, как воспринимает семья проблемы ребенка, оказывает очень сильное воздействие на способность ребенка адаптироваться к изменениям образа жизни в подростковом возрасте. Поэтому отношение членов семьи или помогает ему приобретать независимость, или препятствует этому. Если вы будете слишком опекать его, он окажется не способен действовать самостоятельно, даже если его физические возможности позволяют ему жить одному.
Дети с хроническими заболеваниями типа диабета или эпилепсии, требующими регулярного приема лекарственных средств или соблюдения режима питания, могут и должны вести такой же активный образ жизни, как и прочие подростки.
6.3 (е)    ГИГИЕНА И УХОД ЗА СОБОЙ
Чистота и гигиена являются неотъемлемыми спутниками человека на протяжении всей жизни. К 7—8 годам дети способны умываться и одеваться самостоятельно, но вам нужно проследить, как они это делают. Со временем будет благоразумно с вашей стороны предоставить детям большую самостоятельность.
Необходимо приучить ребенка тщательно чистить зубы, особенно после конфет. Планируйте регулярные посещения стоматолога.
В подростковом возрасте молодые люди должны приобрести прочные гигиенические навыки и привычку следить за своим внешним видом. Дети обычно чувствительны к запахам, исходящим от других, и это может послужить отправной точкой для бесед о теле и личной гигиене.
У подростков часто портится кожа, причем девочки более подвержены этому, чем мальчики. Почти у всех тинейджеров на лице появляются угри.
Они возникают из-за усиленной работы сальных желез, выделения которых смазывают кожу. Угорь появляется, когда железы закупориваются, в результате чего образуются черные головки, припухшие красные пятна и небольшие гнойнички. Неудачная диета, стрессы и инфекции ведут к распространению угрей. То, что мальчики начинают бриться, а девочки пользуются косметикой, — не улучшает положения.
ОДЕЖДА
Естественно, что, когда девочки и мальчики начинают больше интересоваться своей внешностью, они хотят носить модную одежду. У школьников появляются собственные пристрастия, что-то им очень нравится, что-то они отвергают, и родители знают об этом. Родители могут дать совет, как выбрать подходящий цвет, напомнить о необходимости теплее одеваться в холодную погоду. Дети часто предпочитают носить многослойную одежду, а не одну очень толстую теплую вещь. Школьники, играющие на воздухе, часто так увлекаются, что не замечают холода. Вам надо проследить, чтобы они были одеты по погоде, иначе они могут заболеть (обычно это бывает кашель, простуда); одежда должна выбираться так, чтобы обеспечивалась хорошая циркуляция воздуха.
Если у вашего подросшего ребенка хроническое заболевание или имеется физический недостаток, для него будет особенно важно одеваться так, как это принято в среде его сверстников. Он может чувствовать, что его недостаток делает его не таким, как другие. Соблюдение принятого в этой возрастной группе стиля в одежде помогает ему чувствовать себя одним из этой группы.
 
6.3 (з)    ОБЩЕНИЕ
  
В семье могут возникать проблемы с взаимопониманием, когда ребенок еще не вышел из детского возраста, но с подростками проблемы неизбежны. Десятилетние дети обычно общительны, чувствуют себя защищенными, с радостью делятся всем с членами семьи, но тинейджеры в один момент могут парить в облаках, а в следующий—камнем падать вниз. У них не хватает такта, их оценки резки, они говорят то, что не следует. Это совершенно естественно для молодых людей, которые не уверены в себе и только начинают самоопределяться.
Подросткам, как никому, нужно понимание. Хорошо, если семья собирается вместе и обсуждает их проблемы, трудности, с которыми они сталкиваются. Важно находить время для разговоров, хотя неизбежны размолвки. Подростки страстно хотят быть независимыми и все делать по-своему, но они нуждаются в родителях, когда попадают в трудное положение. Часто они больше привязаны к одному из родителей, и к нему обращаются со всякими проблемами, просьбами. В результате оказывается, что один из родителей, выступает против другого, но, если осознавать ситуацию, можно избежать разлада в семье.
Родителям трудно уравновесить дозволенную независимость и необходимую поддержку, особенно если в подростковом возрасте ребенок страдает от хронического заболевания. Естественная реакция родителей — как можно больше опекать ребенка и делать то, что он вполне может сделать сам.
Если вы чувствуете, что не можете прийти к взаимопониманию с ребенком по какому-то определенному вопросу, можно попросить поговорить с ребенком кого-нибудь еще. Этим человеком может быть уважаемый взрослый, учитель, школьная медсестра или лидер группы молодежи.
Родители часто переживают, что их мнение игнорируется, но теплые, любящие отношения в семье и обеспечиваемое ею чувство защищенности помогают ребенку пройти через сложный период подросткового возраста.
6.3 (и)    ГРУППЫ РОВЕСНИКОВ
Наибольшее влияние имеют на подростка друзья и кумиры. Младшие школьники принадлежат к определенным группам сверстников, но не находятся полностью под их влиянием. Однако влияние сверстников на подростка часто сильнее влияния родителей. Им необходимо входить в какую-нибудь группу, и это приобретает особенно большое значение, если у вашего ребенка-подростка есть какой-то недостаток во внешности или ограничивающий его подвижность. Подростки зачастую воспринимают принадлежность к группе сверстников как свидетельство своей полноценности.
Ребенку необходимо также быть членом разных групп сверстников в школе и вне школы, например членом спортивного клуба, клуба скаутов. Если ребенок имеет какой-то недостаток, особенно важно,
чтобы он общался с разными людьми; это поможет ему позднее налаживать взаимоотношения, адаптироваться в обществе и найти подходящую для себя сферу деятельности.
Ребенку может понадобиться ваша помощь, чтобы стать членом нового клуба или освоить новый вид деятельности. Если вы предварительно свяжетесь с руководителем и объясните ему, какие затруднения могут быть у ребенка в связи с имеющимися у него недостатками, это облегчит его вхождение в новую группу. Родителям необходимо поощрять дружеские контакты, дать знать друзьям ребенка, какие у него трудности из-за заболевания или физического недостатка. Тогда друзья отнесутся к нему с пониманием, ребенок найдет у них поддержку и помощь.
 
ШКОЛА И РАБОТА
Школа — это работа ребенка. В школе ребенок не только изучает академические предметы и осваивает практические навыки, но и получает возможность строить отношения с одногодками и в учительской среде. Они служат ему опорой вне семьи, в менее защищенной обстановке.
Школа должна продолжать играть важную роль в жизни подростка. Большинство детей с удовольствием расширяют свои знания и стремятся добиться успехов в учебе и спортивных занятиях. Школа дает подростку направление развития, нацеливает на будущее. Незакончившие школу или те, кто прогуливал занятия, в будущем могут столкнуться с трудностями при устройстве на работу. В подростковом возрасте случайные прогулы — довольно распространенное явление. Если прогулы учащаются, превращаются в постоянные, необходимо тактично, но твердо положить этому конец. Скрытой причиной такого поведения может быть тревожное состояние или стресс, связанный с домашними или школьными   проблемами.
Существует такая проблема, как навязчивый страх перед школой, который может вызываться как самой школой, так и боязнью покидать дом. Его симптомами могут быть головные боли, боли в животе, тошнота, слабость. Родители, действуя вместе с персоналом школы, помогут ребенку избавиться от подобного страха, если он не сильно выра-
жен, но бывают и такие случаи, когда нужно обратиться к детскому психиатру.
Старшие дети, готовящиеся к экзаменам, в случае длительной болезни часто испытывают сильное беспокойство. В этом случае следует как можно раньше обратиться к школьным учителям, чтобы они помогли наладить занятия в домашних условиях. Если вы научите ребенка рационально распределять свое время, это позволит ему справляться со школьными заданиями.
Родители должны знать об опасности переутомления, если их ребенок изо всех сил стремится добиться успеха в изучении академических предметов. Детей нужно поощрять и поддерживать, но также следить, чтобы они делали перерывы в работе и получали удовольствие от отдыха.
6.3 (л)    ОПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ ПОДРОСТКА
Подростковый возраст считается трудным периодом жизни. Подрастающее поколение подстерегают разные опасности, к которым относится употребление алкоголя, курение, ранняя беременность, наркотики, токсикомания. Более детально эти проблемы и некоторые способы их решения будут рассмотрены далее в разделе 6.7.






Читайте дальше:
Сон. Средства от бессонницы
От шести месяцев до года. Развитие речи, умственных способностей ребенка
Эмоциональные потребности и необходимость в общении у детей младшеговозраста
Обучение и познание мира через игру. Игры для детей
Работа, которую вы выполняете, оказывает большое влияние на состояниевашего здоровья. Решающим является ваше отношение к работе, к трудностям,которые приходится преодолевать
Развитие ребенка. Дети более старшего возраста и подростки
Общие кризисные ситуации
Наиболее распространенные проблемы со здоровьем в детском возрасте
Стресс. Как избавиться от стресса
Уход за больным и его влияние на ваше здоровье
Безопасность дома и вне его. Рубильники. Сигнализация
Пожилой возраст
Уход за больными в домашних условиях
Менее распространенные проблемы состояния здоровья у пожилых людей
Снятие боли. Как снять боль
дети. Беременность и воспитание ребенка вносят в жизнь огромныеизменения, которые нельзя недооценивать