Главная страница

Ребенок с пониженной способностью к обучению





В этом разделе речь пойдет об особых потребностях детей с пониженной способностью к обучению и их родителях. Подчеркивается необходимость такой организации семейного быта, при которой в равной степени удовлетворялись бы потребности всех членов семьи.
Ребенок с особыми нуждами совсем не обязательно сильно нарушит привычное течение жизни. Помощь друзей, членов семьи, профессиональных работников служб здравоохранения может значительно облегчить нагрузку, связанную с долговременным уходом.
Детей требуется все время поощрять (и с целью улучшения процесса познавания, и в эмоциональном плане); в детские годы, когда формируется личность ребенка, становится ясным, каков потенциал будущего развития. Дети с ослабленными способностями к обучению станут взрослыми, и, если внимательно относиться к их нуждам с самого начала, можно уменьшить проявление явных недостатков или полностью преодолеть их, так как заботливый уход в окружении любящей семьи способствует успешному обучению.
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ
Большинство семей хорошо адаптируются к обстоятельствам и находят способы наладить нормальную жизнь, естественно включив в нее ребенка. Многим потребуется помощь родственников, друзей и консультирующих специалистов, а также людей, оказавшихся в сходной ситуации. Информация об организациях и группах поддержки и установление контактов с ними позволяют родителям в какой-то степени избавиться от изоляции, которую они могут ощущать, и ключом к решению этой проблемы может стать возможность заново восстановить обычную семейную жизнь.
Считается, что именно родители могут обеспечить дома наилучшие условия для лечения. Постоянная забота и любовь уменьшают необходимость в связанных с неудобствами (и часто нерегулярных) посещениях больниц, центров по оказанию помощи в развитии и поликлиник, повышают действенность домашних программ обучения.
Метод Портиджа
Одним из методов развития детей с пониженными способностями к обучению является метод Портиджа. Этот хорошо разработанный метод предполагает регулярные посещения домашнего учителя или консультанта, который обучает родителей, как помочь детям освоить новые умения. В основе его лежит принцип «целевого планирования», при котором любой процесс обучения разбивается на ряд последовательных действий, которые нетрудно освоить. Родители активно участвуют в выработке плана обучения и определении сроков достижения целей. В этом им помогают специальные карточки, содержащие сведения о том, что и как делать день за днем и неделя за неделей. Более подробную информацию о методе Портиджа можно получить у участковой медсестры, специализирующейся на помощи умственно отсталым детям.
Если настроить других членов семьи на такое поведение, которое обеспечит каждому из них нормальное течение жизни со всеми его преимуществами, прогресс может быть еще ощутимее. Семья, в которой есть ребенок-инвалид, не должна превращаться в ущербную семью.
Другие члены семьи
Динамика семейной жизни требует, чтобы все члены семьи пользовались вниманием, а в присутствии умственно отсталого ребенка нужно постоянно контролировать равновесие в семье. Все семьи по-своему неповторимы, потребности членов семьи со временем могут меняться, и все это нужно учитывать.
В целом семья с ребенком-инвалидом имеет те же потребности, что и любая другая, и очень важно смотреть на вещи именно с такой же точки зрения. Потребности членов семьи со временем могут меняться, следует оценить ресурсы семьи, чтобы никого не обделить вниманием и заботой. Например, какое-то время ежедневно нужно уделять другим детям, это может уменьшить проявление детской ревности и зависти. Если вы мама, не забывайте, что ваши силы ограничены, и, если вы изберете роль мученицы, это не приведет ни к чему хорошему.
Всем нам нужно место и время, чтобы отдохнуть от повседневных забот. Необходимо, чтобы в уходе за ребенком принимали участие все члены семьи, тогда каждый будет лучше понимать задачи, встающие каждый день, и в семье будет сохраняться равновесие.
В какие-то моменты семейной жизни уход за ребенком с особыми потребностями может уходить на второй план. Посещение театра, кино, семейные ужины в ресторане или другие события такого рода не должны вызывать чувства вины, напротив, они должны рассматриваться, как нормальные, оживляющие и оздоравливающие жизнь. Можно воспользоваться услугами местных служб, сиделка, приглашенная на несколько часов, обеспечит уход за ребенком в ваше отсутствие. Узнайте у работников медико-социальной службы или у участковой медсестры, куда можно обратиться.
Родителям может понадобиться:
•          Эмоциональная  поддержка — чтобы  их  выслу
шали, поняли, разделили беспокойство, оценили
их усилия и достижения.
•          Практическая помощь — литература о том, что по
требуется   вашему   ребенку,   материальная   по
мощь, чтобы обеспечить ребенка необходимыми
предметами одежды, средствами передвижения;
помощь в освоении приспособлений для передви
жения, профессиональная консультация, возмож
ность передохнуть от каждодневных обязанно
стей по уходу.
«Духовная поддержка, чтобы выстоять перед трудностями, встающими перед вами и членами вашей семьи.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ
Дети с пониженной способностью к обучению могут иметь и другие проблемы со здоровьем, которые требуют время от времени ложиться в больницу на обследование или для того, чтобы подлечиться. Чаще всего госпитализация требуется, чтобы:
•          снять остроту проявления эпилепсии;
•          сделать операцию по поводу мышечной спастич-
ности или для улучшения мышечного тонуса;
•          провести исследования и прооперироваться по
поводу респираторных или сердечных заболева
ний.
Некоторые из заболеваний могут быть напрямую связаны с пониженной способностью к обучению, тогда как другие являются вторичными и обнаруживаются позднее, в детском или подростковом возрасте. В наше время существуют очень широкие возможности для лечения, и большинство таких детей могут жить, получая от жизни полноценные радости, как и другие члены общества.
Госпитализация всегда вызывает у ребенка острое чувство незащищенности, а дети с пониженной способностью к коммуникации и ограниченным пониманием происходящего еще более уязвимы. В наши дни распространена практика, когда родители находятся около ребенка все время, пока он в больнице, и, насколько возможно, требования по соблюдению особого режима ухода сводятся к минимуму. Если совместное пребывание в больнице невозможно, полезно сделать следующее:
•          Изложите на бумаге со всеми подробностями при
вычки ребенка, что он любит и что не любит.
•          Если ребенок не говорит, опишите его систему
коммуникации, то есть жесты, манеры.
•          Дайте ребенку «утешители» — взятые из дома ве
щички, которые будут напоминать о доме и дадут
ощущение безопасности.
•          Опишите домашний режим ребенка.
Существует несколько заболеваний, сопутствующих умственной отсталости, которые требуют специального лечения, поэтому создание атмосферы, стимулирующей ребенка, может оказаться самым важным. Чтобы понять, чего хочет ребенок, персоналу надо быть наблюдательным, уметь услышать, обеспечить эффективную систему коммуникации.
Как бы тщательно мы ни готовили ребенка к пребыванию в больнице, ничто не может заменить родительский уход. По этой причине уход за ребенком все больше перемещается в семью, что уменьшает нагрузку на членов семьи.






Читайте дальше:
Первые шесть месяцев жизни ребенка являются временем его очень быстрогороста и такого же быстрого сближения с родителями и другими членами семьи
Ребенок дошкольного возраста
Детская психология. Проблемы с поведением ребенка
Безопасность вашего ребенка
Наиболее распространенные заболевания у грудных младенцев и детеймладшего возраста
Уход за больным подростком в домашних условиях
Ребенок с пониженной способностью к обучению
Здоровье взрослых
Психическое здоровье
Подростковый возраст. Общие кризисные ситуации
Больные зрелого возраста
Уход за престарелым пожилым человеком в домашних условиях
Общие проблемы состояния здоровья у пожилых людей. Недержание.Расстройства психики
Помощь больным в домашних условиях. Уход за больными
Брак. Создание семьи