Главная страница

Проблемы поведенческого и эмоционального характера. Сексуальность





Подростковый возраст — это время перехода из детства в мир взрослых. Для большинства подростков это период постепенной адаптации, который проходит относительно безоблачно и успешно завершается. Однако у некоторых в силу воздействия окружающей обстановки или в связи с особенностями физического состояния появляются эмоциональные проблемы, которые сказываются на поведении. Это налагает отпечаток не только на личную жизнь подрастающего человека, но может иметь очень серьезные последствия для всей семьи.
СЕМЬЯ
Семья представляет собой малую социальную группу общества, внутри которой человек ощущает себя в безопасности и через которую он взаимодействует с обществом в целом. Семейная жизнь регулируется определенными правилами, которые направляют поведение людей, однако оставляют место для личностного выражения и самореализации. Эта социальная структура определяет стабильные взгляды на вещи, которыми руководствуются члены семьи, она служит поддержкой, если кто-либо из ее членов заболевает или попадает в беду.
Если семья не имеет границ или они слишком жесткие, это, по всей видимости, значит, что семья как социальная структура не работает на входящих в ее состав людей. Семья распадается на части и оказывается неспособна обеспечить потребности как старших ее членов, так и младших в стабильности, поддержке, заботе и любви.
Исправить такое положение дел в семье нелегко. Нужно желание и ребенка, и его родителей:
•          предпринять что-то, чтобы решить появившиеся
проблемы;
•          оценить ситуацию и, если она очень серьезна, об
ратиться за помощью извне.
Помощь должна быть направлена на улучшение отношений между членами семьи. Тогда младшие начнут понимать трудности, стоящие перед их родителями, а родители с пониманием отнесутся к проблемам детей, которым предстоит пройти через большие изменения, прежде чем они станут взрослыми.
Конечно, семьи могут иметь разный состав: может отсутствовать один или оба родителя, большую роль в семье могут играть бабушки и дедушки, в одной семье могут жить дети разных родителей. Однако каждый подросток нуждается в постоянной поддержке по крайней мере одного взрослого, на которого он может положиться.
ПОДРОСТОК И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
Возможно, больше всего подростки стремятся к независимости и хотят, чтобы с ними обращались как со взрослыми. Если они видят, что это не так, они страшно негодуют на несправедливость. Вся семья выиграет, если родители будут относиться к своему ребенку как к молодому человеку со всеми вытекающими отсюда обязанностями и ответственностью, которые налагает положение взрослого. Это значит, что подобное обращение постепенно приводит к тому, что он начинает вести себя соответственно. Важно, чтобы родители давали ему понять, что они готовы доверять ему в его стремлении быть более независимым и проявлять эту независимость. В равной мере родители должны помнить, что обретение независимости связано с чувством тревоги и неуверенности. Поэтому они в
своих поступках должны сочетать доверие и ответственность за ребенка.
Родители также должны понять, что их собственные желания и ожидания в отношении подрастающего поколения будут, по всей видимости, отличаться от желаний и ожиданий самих детей. Часто родители хотят, чтобы их дети достигли того, что не удалось им. Если намерения родителей очевидны для молодого человека, он часто противится им, если не отвергает с негодованием. В тех случаях, когда давление не столь очевидно, когда сами родители не подозревают, что они пытаются навязать молодому человеку свои желания, он все же часто распознает это и сопротивляется. В этом контексте было бы хорошо, если бы взрослые подумали о скрытых мотивах своего поведения и, по возможности, поделились ими с детьми.
Может быть, лучшим методом решения этой проблемы-как и в случае других разногласий между родителями и детьми — является «синтез». Если родители объясняют ребенку, каковы их ожидания на его счет, но одновременно принимают и учитывают желания самого молодого человека, создается атмосфера взаимного понимания и ответственности. Если подросток может принять то, чего хотят родители, и это не противоречит его собственным требованиям, возникает вероятность решения проблемы ко взаимному удовлетворению. Это очень важно, так как позволяет молодым людям выражать свою индивидуальность, развиваться, переставать быть детьми, которые, как предполагается не могут иметь своего мнения, и переходить в разряд взрослых.
Взаимоотношения между подростком и его братьями и сестрами — наиболее трудная область. Соперничество, бесконечные споры внутри и между однополыми группами — обычное дело. Во-первых, подросток стремится показать свое «я» в отношениях с братьями и сестрами, во-вторых, младшие также начинают отстаивать свои права. Если младший считает себя равным старшему ребенку, это может привести к тому, что он потребует такого отношения к себе, которое несовместимо с его возрастом.
Если между родителями и детьми начинаются конфликты, важно установить четкие и справедливые ограничения (если их до сих пор не было). Они важны не только потому, что не допускают   каких-то   действий — например,   гаранти-
руют, что молодой человек вернется домой к определенному часу,— но и потому, что выражают родительскую заботу о нем, и он это понимает. Ограничения свидетельствуют, что родители заботятся о детях.
Для взрослого контролировать поступки детей и решать их проблемы должно быть последним средством, прибегать к которому следует в крайнем случае. Если молодой человек сам разрешает или изменяет проблемную ситуацию, это является подтверждением его личных возможностей и поэтому препочтительнее. Любое проявление самостоятельности со стороны девочек и мальчиков надо поддерживать, даже если самостоятельные действия закончатся неудачей; по крайней мере, была сделана попытка.
Не должно быть конфронтации. Родители должны внимательно выслушивать детей, проявлять интерес к их проблемам, делиться с ними знаниями. Признать и выразить одобрение, если мальчик или девочка что-то делают хорошо, не так легко, как раскритиковать кого-нибудь, чья манера одеваться или интересы не совпадают с тем, что нравится родителям. Но это очень действенное средство, так как предполагает внутреннюю честность даже в тех случаях, когда сравнение не в пользу говорящего.
Совершенно нормально для родителей беспокоиться о своих детях подросткового возраста, оказавшихся лицом к лицу, как им представляется, с миром, полным опасностей. Реакции, рождаемые этим беспокойством, однако, могут привести к большим трудностям. Это тот самый случай, когда родители забывают, что у их детей нет их опыта.
При таком поведении дети могут сделать вывод, что родители их не понимают. Подобным же образом взаимопонимание исчезает, если родители не дают себе труда узнать интересы сына или дочери. Если родители усваивают стереотипные взгляды на молодое поколение, склонное к наркомании, насилию, интересующееся только сексом,— это может привести к конфронтации между молодыми людьми и родителями, чрезвычайно опасной для их отношений.
6.7 (в)    СЕКСУАЛЬНОСТЬ
Подростковый возраст во многом связан с сексуальностью. Это время полового созревания, достижения половой зрелости. В биологическом смысле де-
вочка превращается в молодую женщину, которая может иметь ребенка, а мальчик — в молодого мужчину, способного стать отцом. Достигается биологическая зрелость, однако это не означает, что приходит также и эмоциональная зрелость.
Половое самосознание
Время обретения полового самосознания, превращения в женщину или мужчину — это время волнений, экспериментирования и беспокойства для всех подростков. Это также время, когда опыт детства перестает работать, становится проблематичным. С одной стороны, подросток обретает половое самосознание, с другой стороны, он не уверен в своей сексуальной привлекательности для других и может пытаться разрешить свои сомнения через сексуальное поведение. К тому же опыт детской жизни затрудняет подростку понимание того, что с ним происходит в переходном возрасте и усложняет проблемы, связанные с сексуальным поведением.
 
В физическом смысле сексуальная зрелость связана с определенными биологическими изменениями. Недавние девочки приобретают способность к овуляции, начинают менструировать, у них развиваются груди. Недавние мальчики становятся способны продуцировать сперму, у них появляются волосы на лице, меняется голос. И у тех и у других появляются волосы на теле, начинаются эксперименты с мастурбацией.
Представители обоих полов склонны сами подчеркивать произошедшие изменения. Они начинают по-другому одеваться, следят за модой, принятой у тинейджеров. Девушки часто злоупотребляют косметикой, чтобы подчеркнуть свою взрослость, пытаются одеваться так, как одеваются женщины более старшего возраста. Юноши стараются выглядеть мужественными и делать вид, что они ничего не боятся. Возникают романтические чувства к представителям противоположного пола или к друзьям. Подростки флиртуют и ведут между собой разговоры о сексе, часто прикрывая свое смущение и малую осведомленность шутками и грубостями. И девушки и юноши могут много времени уделять общественной жизни и начать отстаивать свою личную жизнь, право самим принимать решения, иметь деньги на свои личные нужды и т.д.
Родители должны удовлетворять эти потребности по мере их возникновения с учетом конкретных обстоятельств. Нужно помнить, что подросток переживает процесс становления независимости в сексуальном, социальном и эмоциональном плане, и ему нужна в этом помощь. Важно поддерживать равновесие между родительской опекой молодых людей и предоставлением им возможности поступать самостоятельно и нести ответственность за свои поступки.
Слишком большая опека или чрезмерное принуждение могут спровоцировать зависимость или неприятие. В результате молодые люди или вовсе лишаются права принимать решения, или ограничиваются в своих правах. Если же возложить на подростка слишком большую ответственность за то, что он делает, полностью «отпустить вожжи», это может привести к множеству проблем и означать, что вы не заботитесь о нем. В отношениях с подростком необходима золотая середина. Это особенно важно во всем, что касается    сексуальности,    так    как    проблемы,
возникающие в этот период, могут сильно травмировать. С появлением вируса иммунодефицита человека они перешли в разряд угрожающих самой жизни.
Когда у молодежи появляются чувства привязанности к представителям того же пола, они могут оказаться в плену гомосексуальных или лесбийских отношений из-за реакции родителей или оценок общества, его неприятия тех, кто не такой, как все. Для того чтобы вести счастливую и здоровую жизнь, ощущать ее во всей полноте, надо, чтобы молодой человек был хорошо проинформирован и обдуманно выбрал форму сексуальной жизни. То же самое можно отнести ко всем трудным моментам в жизни подростка.
Мужские ценности
Помимо прессинга культурных и групповых ценностей, подростки-мальчики испытывают прессинг в силу ощущаемой ими необходимости «поступать, как мужчина», доказывать, чего ты стоишь. Это для него подтверждение взрослости и возможности сексуальных завоеваний. Неудачи в сексуальных при-тязаних или незначительное продвижение, по всей вероятности, останутся в тайне, вместо этого будет создана легенда — такова сила требования «поступать, как мужчина». Поэтому мальчик-подросток может выбрать конформизм. Он прячет свое невежество в вопросах секса, отбрасывает тонкие чувства и соображения ответственности по отношению к девочкам-подросткам, потому что иначе он может стать предметом насмешек со стороны сверстников. Иное поведение означало бы для него и для других, что он не таков, каким себя хочет представить: сильным, знающим взрослым самцом.
В силу сложного переплетения культурных ценностей, обоюдного давления внутри однополых групп подростков и между группами разных полов в фокусе сексуальной активности оказываются девочки-подростки со всеми вытекающими из этого последствиями.
Секс и девочка-подросток
Иногда девочка-подросток начинает вступать в беспорядочные половые связи. В этом случае она не только становится жертвой и сверстников, и взрослых из-за своей сексуальной активности, но и подвергается опасности заразиться венерической болезнью или забеременеть.
Если в детстве девочка пострадала от сексуального насилия, раннее начало половых отношений может привести к беспорядочным связям в подростковом возрасте из-за того, что она перестает ценить себя, теряет чувство достоинства. Девочка-подросток не противится этому, потому что считает, что она ничего не стоит. Одновременно сексуальная активность дает ей иллюзию эмоционалльных связей и того, что о ней заботятся. По этой же причине девочка, которая чувствует себя нелюбимой и заброшенной в семье, может искать теплых чувств в другом месте, она даже может захотеть иметь ребенка, чтобы у нее наконец появились значимые связи, кто-то, кому она будет нужна, и она хочет дать ребенку любовь, которую не получает сама. Секс как насилие может вести к фригидности и страху перед любыми сексуальными отношениями.
Нужно отметить, что у молодых людей, оказавшихся жертвами сексуального насилия, также велика вероятность нарушения сексуального чувства и возникновения проблем с формированием отношений, приносящих удовлетворение.
Так как причины, по которым девочка-подросток вступает в отношения с представителем противоположного пола, коренятся в ее прошлых и настоящих проблемах, а самоконтроль и чувство ответственности отсутствуют, эти отношения, по всей вероятности, будут кратковременными и ущербными. Непостоянство связей еще больше убеждает девочку-подростка в том, что она ничего не стоит.
В ситуации, когда биография девочки-подростка, процесс социализации и эмоциональное состояние предрасполагают ее к беспорядочным связям, велика вероятность и проблем с поведением. Она может не ночевать дома, пропадать где-то в течение длительного времени. В результате она подвергается большому риску, часто посещая развлекательные заведения, автобусные и железнодорожные станции и т.д., где ей встречаются мужчины определенного склада гораздо более старшего возраста. Такое же потенциально опасное поведение может наблюдаться у девочек из семей с ослабленными связями, не выработавших свои правила и запреты, в результате чего девочке разрешается вести себя подобным образом. Сходное поведение мальчика-подростка обычно не ведет к столь серьезным последствиям, хотя возможен и другой исход.
Сексуальное образование подростков
Родители и учителя озабочены, что сведения о контрацепции и «безопасном сексе» могут подтолкнуть юнцов к сексуальной активности. Однако если ничего не предпринимать и ничего им не рассказывать, подростки узнают о сексе случайно или опытным путем. Очевидна опасность забеременеть или
заболеть.
Если родителям неудобно говорить о сексе или они запрещают подобные разговоры, такое отношение может передаться их подрастающим детям. Запрещение может вызвать внутренний протест, повлиять на поведение подростков, подтолкнуть к беспорядочным связям. Один из возможных подходов к проблеме - обсуждение вопросов, касающихся секса, включая беременность малолетних, аборты и СПИД, в присутствии всех членов семьи.
Как родители будут поступать - это дело их совести. Они должны помнить о возможных последствиях навязывания своих взглядов, выступают ли они против или за сексуальное образование, против или за контрацепцию. Здесь нет правильных ответов, только по результатам можно судить о правильности тактики, а результаты могут быть как положительными, так и чрезвычайно прискорбными для всех.
6.7 (г)    ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК И ПИТАНИЕ
Самосознание - вот что делает человека индивидуальностью. Если говорить о подростках, то их основная задача-стать взрослой, осознающей свою индивидуальность личностью, что требует больших усилий. Для подростков это означает обрести независимость и осознать свое отличие от других, одновременно утвердившись в своей нормальности и общности с другими. Этот процесс фокусируется на внешнем виде. Физическая привлекательность, на представления о которой влияют кинофильмы, телевидение, мода, чрезвычайно важна для мальчиков и девочек. Если подросток приходит к выводу, что он выглядит неудовлетворительно, он может попытаться что-то сделать. Велика вероятность, что он прежде всего обратит внимание на то, что и сколько он ест. Это может породить определенные привычки.
Взаимодействие между родителями и тинейджерами
По мере того как подросток становится старше и независимее, характер отношений меняется; отношения родителей с ребенком приближаются к отношениям взрослого со взрослым; однако прежний характер отношений возобновляется, если тинейджер поведет себя так, что родители сочтут это неприемлемым
Что касается еды, то изменения в привычном рационе могут быть относительно небольшими, то есть подросток переходит на диету, а могут привести к очень серьезным последствиям, таким, как анорексия (отказ от еды) и булимия (патологически повышенное чувство голода). Между этими двумя крайностями есть еще такие неприятные вещи, как компульсивное (принудительное) поедание пищи и ожирение.
Так как подростковый возраст связан с наступлением половой зрелости, подростки испытывают сильнейшую неуверенность относительно того, каковы они есть, какими они станут и какими они хотят стать. В такой совершенно нормальной и предсказуемой ситуации, которая является необходимым этапом для достижения зрелости, дети хотят показать родителям и прочему окружению, что они контролируют себя. Один из способов осуществления этого — ограничение себя в еде.
 
Такие попытки соблюдать диету обычно временное явление, так как подросток наслаждается тем, что, возможно, первый раз он проявляет независимость. С другой стороны, решение может быть принято под влиянием сверстников. Оно может выражаться в насмешках над его внешностью, а подросток хочет быть похожим на своего друга или другого человека, которого он уважает, или просто быть таким, как все.
Какова бы ни была причина, побудившая подростка перейти на диету, нужно, чтобы родители отнеслись с уважением к его намерению и не вернулись к родительскому диктату, когда они принимают   все   решения.   Нужно   создать   атмосферу
поддержки и понимания, тогда ребенок будет чувствовать, что его признают в новом качестве подростка, нужна обстановка, благоприятствующая доверительным разговорам о других проблемах.
Болезни, связанные с неправильным питанием Компулъсивное питание. Хотя для подростков характерно желание ограничивать себя в еде, чтобы лучше выглядеть, иногда переживания подростка по поводу своей внешности приводят к тому, что он начинает беспорядочно есть. Это может быть вызвано сильным чувством неуверенности. Вместо того чтобы временами ограничивать себя в еде или питаться нормально, такой подросток жует и жует, пока не наберет такой вес, что становится малоподвижным и неповоротливым, и его здоровье оказывается под угрозой. Беспрерывное поглощение пищи и ожирение вряд ли являются просто проявлением проходящего периода отрочества, и сами по себе они не проходят.
Анорексия и булимия. Если ограничение в еде обычно заключается в попытках, успешных или не очень, воздержаться от пищи, при анорексии подростки — обычно (но не исключительно) девочки — демонстрируют железную волю, идут на любые уловки и все более погружаются в контролирование приема пищи, выходя за пределы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. Характерными признаками являются в равной степени отрицание проблемы, желание скрыть ее. Больная ано-рексией не только контролирует прием пищи, но и избавляется от съеденного, вызывая рвоту, избегает питательных продуктов, принимает слабительные средства.
В тех случаях, когда подросток набрасывается на еду, а затем освобождает желудок, вызывая рвоту, заболевание называется булимией, которая также несет угрозу жизни.
Оба заболевания требуют профессиональной помощи, за которой должны обратиться родители несмотря на протесты их дочери или сына. Промедление может привести к тому, что потребуется госпитализация в связи с инфицированием или чрезвычайным истощением и коллапсом. Иногда только в этот момент впервые становится очевидной вся серьезность проблемы. Может быть и так, что она обнаруживается, когда подростка, который постоянно вызывает у себя рвоту, приходится отправлять
к стоматологу, так как кислота, содержащаяся в рвотных массах, портит зубы.
Чрезмерное ограничение в пище может быть проявлением озабоченности разными проблемами. Существует множество факторов, которые вносят свой вклад, давая толчок к заболеванию, например:
•          беспокойство в связи с необходимостью найти
себя;
•          желание контролировать свои действия;
•          тревога за будущее.
Налагаясь друг на друга, эти причины вызывают анорексию. Поведение больных и их самочувствие соответствуют плохому физическому состоянию и истощению.
Изменить поведение больных очень трудно, лечение должно проводиться в обстановке, способствующей личностному и эмоциональному прогрессу. Природа анорексии такова, что заболевший может оказаться очень устойчивым к любому лечению. Помимо того что заболевший подросток нуждается в помощи, нуждаются в ней и члены семьи, которым надо найти внутренние ресурсы, чтобы справиться с проблемой.
 
6.7 (д)    ТРЕВОЖНОЕ СОСТОЯНИЕ
I См. также главу 7, раздел 9 (б) о депрессии и чувстве тревоги.
Большинство людей в ситуациях, когда им надо принять важное решение, сомневаются, испытывают неуверенность. В подростковом возрасте сомнения и неуверенность способствуют развитию. Подросток пытается понять и принять себя, заглянуть в будущее. «Кто я?» и «кем я стану?» — вот два центральных вопроса подросткового возраста. В процессе самопознания сомнения и неуверенность в сочетании с самоконтролем позволяют подростку судить о себе, об окружающих людях, он задумывается о том, что он собирается сделать со своей жизнью.
Однако у некоторых тревога становится всеобъемлющей, постоянной и мешает жить.
Из-за тяжелых впечатлений детства, например, подрастающий человек оказывается неспособным найти связующее звено между тем, каким он себя ощущает, и тем, каким бы он хотел быть, он может решить, что у него нет будущего. Накладываясь на такое эмоциональное состояние, повседневный опыт может дополнительно провоцировать тревогу. Причиняющие боль воспоминания о прошлом усугубляют ситуацию. Оказавшись в тисках безрадостных эмоций, подросток впадает в депрессию и в попытке уменьшить душевную боль через боль физическую может попытаться нанести себе телесное повреждение.
6.7 (е)    АЛКОГОЛЬ, КУРЕНИЕ И ДРУГИЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Подростку свойственно экспериментировать. Так он узнает об окружающем мире, в который вступает. Один из способов почувствовать себя взрослым — поступать так, как поступают взрослые. Подростки собираются вместе, и вместо того, чтобы играть во взрослых, как это делают дети, делают то, что делают взрослые, какими они их себе представляют. В этом смысле курение и алкогольные напитки для подростка связаны со взрослостью.
Когда родители или другие взрослые обнаруживают, что подросток курит или выпивает, они запрещают ему это, возможно, наказывают. Это возвращает подростка в положение ребенка, которым, как он думает, он перестал быть, и вызывает в нем чувство несправедливости. Его родители могут курить и выпивать. Другие взрослые тоже. Почему же нельзя ему?
В семье с хорошо налаженными взаимоотношениями, в которой принято делиться друг с другом, ценная информация и факты передаются от родителей к младшим членам семьи (например, о вредном воздействии ряда привычек на здоровье) и наоборот (дети рассказывают о чувствах, которые они испытывают, совершая что-то непозволительное и прекрасно понимая это). Однако по той причине, что самоузнавание, независимость и удаление от родителей очень важны для подростка, они во многом определяют его поведение. Он разделяет такие же чувства друзей и одноклассников, которые находятся в сходной ситуации, групповое мнение оказывает большое влияние на его поступки.
Это в особенности заметно на младших подростках, которые злоупотребляют коноплей каннабис и токсичными растворами. Они перенимают эти привычки от других подростков. Когда употребление наркотических или токсических веществ становится привычным, подросток может продолжать употреблять их уже дома, в одиночестве. Хранение конопли — противоправное действие. Но хранение
клеев, аэрозолей, корректирующей жидкости для машинописного текста и других веществ такого рода не является наказуемым.
Курение сигарет, содержащих коноплю канна-бис, является для подростка подтверждением групповой принадлежности, которая чрезвычайно привлекательна для него, ищущего свое «я». У курильщиков существуют особые словечки, по которым можно судить, кто является посвященным, а кто не входит в этот круг (прежде всего родители и другие взрослые). Подростки тусуются вокруг покупки «травки», набивают ею сигареты и выкуривают их, часто в компании других.
Подростки, злоупотребляющие токсичными растворами, особенно тревожат родителей. Такая привычка несет угрозу жизни и может быть выражением глубокой тоски и безнадежности. Подростки собираются вместе или могут предаваться этой привычке в одиночестве, когда испытывают сильный стресс. Они вдыхают пары аэрозолей или клеев, корректирующей жидкости в пластиковых упаковках. В рамке далее приведены признаки злоупотребления токсическими веществами.
Описанные вредные привычки являются разновидностями группового поведения, которое дает подросткам чувство идентичности. Участие в таких действиях помещает подростка за пределы традиционного общества (это их собственный мир), убеждает его в своей независимости и способности самостоятельно принимать решения.
 
Признаки злоупотребления растворами
•          Подросток  становится возбужденным, хихикает, находится в состоянии, похожем на опьянение.
•          Красные слезящиеся глаза.
•          Расширенные зрачки.
•          Из носа течет.
•          Раздражение вокруг носа и рта (при укоренившейся привычке).
Подростки считают, что общество не предоставляет им возможности найти подходящее занятие, место, где они могли бы проводить время, и употребление марихуаны и токсических веществ становится тем центром, вокруг которого вращается их общественная жизнь.
Если взрослые общаются, посещая клубы, подростки собираются компаниями, чтобы нюхать токсические пары или курить марихуану. Опасность,
оттенок бунтарства такого времяпровождения делает его еще более привлекательным для подростка, выводит за границы «нормального» общества; мятежный дух, стремление к риску, на которые не смеют идти взрослые, увлекают подростка.
Если тайная жизнь начинает доминировать над другими занятиями, если употребление токсических веществ или наркотиков занимает слишком большое место в их жизни, значит, у них серьезные проблемы, которые могут быть связаны с прошлым, настоящим или будущим, или с тем, другим и третьим сразу. В этом смысле токсикомания и наркомания - не исходная проблема, а следствие существования проблемы.
Употребление токсических веществ, марихуаны или других наркотиков вряд ли будет единственной реакцией подростков, испытывающих трудности. Они могут курить, употреблять алкогольные напитки, плохо вести себя дома и в школе, прогуливать занятия. Могут убегать из дома и не возвращаться долгое время. Все это показатели того, что подросток пытается предотвратить вспышку эмоций. Поэтому такое поведение можно рассматривать как способ дать понять родителям то, что он чувствует. Оно может принять и более губительные формы, когда подросток пытается сделать более явными испытываемые страдания и довести их до других, нанося себе телесные повреждения или покушаясь на самоубийство.
6 7 (ж)    НАНЕСЕНИЕ СЕБЕ ТЕЛЕСНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ И ПОКУШЕНИЕ НА СВОЮ ЖИЗНЬ
Телесные повреждения, такие, как укусы, ожоги, выдирание волос, удары головой, нанесение ножевых ран, выражают мучительные страдания. Вначале это может быть расцарапывание запястий, рук, затем более тяжелые повреждения ножами, осколками стекла, бритвами. Обычное желание покончить с собой отсутствует, скорее это выражение отчаяния, желание за счет боли физической уменьшить нестерпимую душевную боль.
Обычно нанесению телесных повреждений предшествует какое-то травмирующее событие, ссоры в семье или пробуждение тягостных воспоминаний   (например,   годовщина   смерти   члена
семьи, или ребенок узнает, что он приемный). Сложные отношения между друзьями, особенно между мальчиками и девочками, также могут привести к нанесению телесных повреждений. Это может быть выражением тревоги, когда ребенок возлагает надежды на будущее и разрешение эмоциональных проблем на какого-то человека.
Если подросток пытается перерезать себе горло, спрыгнуть с большой высоты, повеситься, это уже серьезные суицидальные намерения, требующие немедленной медицинской и психиатрической помощи. Чаще такие попытки покончить с собой делают мальчики-подростки.
Травиться более свойственно девочкам. Как правило, они принимают большое количество обычно хранящихся в доме лекарств под влиянием момента — то, что оказывается под рукой. Такие привычные лекарства, как, например, парацетамол, безвредные в обычных дозах, в больших дозах могут дать опасные побочные эффекты.
Как и в случаях нанесения телесных повреждений, отравления могут быть реакцией на травмирующее или приводящее к эмоциональному шоку событие.
Когда ребенок растет в очень тяжелой семейной обстановке, он может совсем не проявлять склонности к нанесению себе телесных повреждений или самоубийству. Но событие, тривиальное для одних (например, девочка ссорится со своим мальчиком), накладываясь на другие, более серьезные и постоянно присутствующие проблемы, может дать толчок к попытке самоубийства, эмоциональный шок пересиливает инстинкт самосохранения.
Причины, по которым молодые люди делают попытки нанести себе телесные повреждения, обычно формируются как «желание умереть». Однако молодой человек может таким способом сообщить, насколько ему плохо. То есть попытку самоубийства можно рассматривать как сообщение о силе чувств, которые подросток испытывает в момент совершения попытки.
Чрезвычайно важно помнить, что за попыткой может стоять серьезное намерение. Во всех подобных случаях необходимо обратиться за профессиональной помощью. Все описанные модели поведения нуждаются во вмешательстве и лечении.
 
6.7 (з)    АГРЕССИВНОСТЬ, ХУЛИГАНСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Злой подросток — это, по всей вероятности, одинокий подросток. Так как он разговаривает и ведет себя агрессивно, другие побаиваются его. От хочет общения, но не способен поддерживать отношения, поэтому пытается заставить других находиться при себе и выполнять то, что он скажет. Не умея контролировать себя, он хочет контролировать других. В результате такого поведения подросток неосознанно превращается в хулигана.
В более широком смысле хулиганство есть выражение силовых отношений между подростками, а они могут .отражать те отношения, которые подростки видят у взрослых. Оказывающий силовое давление на другого может в свою очередь испытывать такое давление со стороны третьего лица. Формы и границы хулиганских действий в сельской местности чаще всего сильно отличаются от наблюдаемого в городах. При высокой плотности населения и широком знакомстве с разными сторонами жизни в большом городе хулиганские действия зачастую выражаются в вымогательстве и насилии.
Подросток, которого преследуют хулиганскими выходками в школе, переживает чрезвычайно трудное и несчастливое время. Одна из возможных реакций — он перестает ходить в школу. Родители впервые могут узнать об этом только тогда, когда им сообщат из школы. Подросток использует любое легкое недомогание или заболевание, чтобы не идти в школу и не стать объектом хулиганских выходок. Родителям в такой ситуации очень сложно найти выход; в каждом конкретном случае решить проблему можно только с учетом всех обстоятельств.
Почти всегда требуется вмешательство школь
ной администрации. Возможно, надо будет сооб
щить в полицию, если имело место правонаруше
ние. Что касается подростка, которого обижали, то
родителям полезно поговорить с ним о сложив
шейся ситуации. Это важно не только для того,
чтобы разобраться в случившемся, но и для того,
чтобы понять, почему одни подростки чувствуют
потребность издеваться над другими.
Обижаемый подросток сможет понять, почему он попал в такую ситуацию; вполне вероятно, что его вины в этом нет, что все дело в безответственном поведении других. Такое выяснение не приве-
дет к прекращению третирования, но поможет подростку восстановить самоуважение, подумать о том, что можно сделать в будущем, как выйти из положения, не прогуливая школьных занятий.
Если агрессивный подросток совершает противоправные действия, вмешивается полиция и дело доходит до суда, судебное разбирательство может утвердить его в том, что он сам долгое время подозревал — что он «плохой человек». Он может начать думать, что агрессивность, почти полное отсутствие друзей, истории, в результате которых приходится разбираться в полиции,— удел его жизни. Он рожден для этого. Позднее, после знакомства с исправительными учреждениями, подросток может вообще потерять страх перед этим.
В такой ситуации, когда вмешивается полиция, инспекция по делам несовершеннолетних или другие социальные службы, подростку и его семье помогут найти выход из ситуации, в которой они оказались. Но сделать это обычно очень непросто, так как конфликты между родителями и подростком, приведшие к непониманию и разобщению, могли длиться годами.
Будущее подростков, демонстрирующих неуправляемую агрессивность, очень проблематично, особенно если они уже сталкивались с полицией и судом. Чтобы найти выход из отчаянного положения, в котором оказываются и подростки, и их семьи, по всей вероятности, нужна специальная помощь, в идеальном случае — всей семье. Назначение такой оздоровительной работы — помочь подростку и его родителям обрести личные цели, заняться самообразованием, разрешать проблемы, используя такие методы, которые могут привести к желаемым результатам, подсказать способы, позволяющие взять под контроль необдуманные мысли и эмоции.
  
6.7 (и)    САМОСОЗНАНИЕ
Чтобы неблагополучный подросток смог жить в ладу с собой, узнать, кто он есть, стать достойным человеком, он должен пройти через зачастую пугающее ощущение растущей эмоциональной независимости, найти, во что верить, понять, что делать с сексуальностью и дружбой. Нужно принять решения о работе, о будущем в целом. Во время этого процесса становления личности взрослые могут еще сильнее усложнить ситуацию, обращаясь с под-
ростком то как с ребенком, то как со зрелым человеком.
Сталкиваясь с необходимостью изменяться, с беспокойством вглядываясь в будущее, эмоционально неуравновешенный подросток, по всей вероятности, начнет сомневаться в своей способности справиться с переходным периодом взросления и со взрослой жизнью. В результате заниженной оценки себя самого у него могут появиться трудности в формировании связей с другими. Возможность близкого общения может казаться угрожающей, так как при этом может легко нарушиться хрупкое равновесие в линии поведения, которую подросток избрал, чтобы защитить себя от вторжения в свой мир других и с их отрицательными эмоциями. В этой ситуации подросток оказывается в изоляции и, возможно, будет сохранять только стереотипные связи — с родителями, учителями, теми, кто может представлять угрозу, но у него не будет личностного общения. В результате он не задумывается о будущем. Он оказывается в ловушке настоящего, будущее для него как бы не существует в том смысле, что он не представляет себя в качестве взрослого.
 
Взрослая жизнь, добропорядочный образ жизни могут представляться подростку чем-то недостижимым. Это приводит к тому, что он заранее смиряется    с    неудачей.    Можно    провести    парал-
лель с оборонительными действиями, обусловленными тяжестью задачи. В результате подрастающий ребенок оказывается в совершенном замешательстве; он не знает, что должен делать в качестве подростка, каких поступков от него ждут.
Чтобы стать морально здоровой личностью, подростку с эмоциональными проблемами нужно изменить отношение к себе как к ничтожному, безнадежному человеку — а такой взгляд на себя может вытекать из детского опыта,— день за днем проявляя настойчивость в выполнении стоящих перед ним задач. И если низкая самооценка дополняется низкой оценкой со стороны других, озабоченный подросток скорее потерпит неудачу, чем добьется успеха.
Культура и самосознание
Именно в период осознания того, кем они являются, молодые люди могут отвергать культурные нормы и религиозные верования, которыми дорожат их родители. Вероятность этого возрастает, если члены подростковой группы — выходцы из разной среды. Такое поведение молодых людей вызывает беспокойство родителей, заставляет их страдать, но со временем это может пройти, особенно если родители делают некоторые усилия, чтобы понять детей, уважительно относятся к ним, а не противостоят им. Молодых людей также следует настраивать терпимо относиться к тому, что у их друзей могут быть другие ценности, верования и надежды на будущее, отличные от присущих им самим, и что это не повод для противостояния.
Хронические заболевания и самосознание
Страдающие от хронических заболеваний или имеющие физические недостатки точно так же оказываются лицом к лицу с проблемами, связанными с самоосознанием. Если у подростка диабет, псориаз или какой-то физический недостаток, он должен не только вовлекаться в обсуждение всех аспектов подросткового возраста, но и привносить в этот процесс личные чувства и возможные реакции окружающих, вызванные болезнью или физическим состоянием. В этой ситуации ребенок и его семья, скорее всего, воспользуются особыми приемами и стратегией, которые помогут развитию у него чувства самосознания.
Например, если у ребенка диабет, то он сам и другие члены семьи должны ежедневно выполнять
определенные процедуры, и жизнь в семье должна быть организована с учетом этого. Болезнь или недостаток ребенка входят в жизнь его близких, они реагируют, приспосабливаясь к отличию его от других. Такой отклик создает основу для выработки привычного уклада семейной жизни. Он становится нормой. Когда члены семьи или друзья выполняют привычные процедуры, они растворены в общем ходе жизни, на них не фиксируется внимание. Если же ребенок имеет недостаток, который не поддается лечению, и ничего нельзя сделать, чтобы облегчить его повседневную жизнь, например, как в случае деформации, обезображивания, члены семьи могут просто выбрать такой стиль поведения, словно ребенок ничем не отличается от других, игнорировать различие.
Помимо упорядочения уклада жизни семьи, этот процесс «нормализации» физического состояния ребенка также служит для защиты его от болезненного или удручающего соприкосновения с миром за пределами семьи. Это понятная реакция любящих родителей, которые хотят защитить свое дитя от возможного страдания, но такой подход рождает также и новые проблемы.
Когда подросток с очень тяжелой формой псориаза или физическим недостатком, который считает себя «нормальным», оказывается среди незнакомых людей, их реакция на него может очень больно ранить. Даже если заболевание ребенка не проявляется слишком заметно, вероятность эмоционального потрясения остается.
При диабете, например, из-за необходимости делать инъекции инсулина и соблюдать диету страдающему диабетом может понадобиться принять решение, говорить или не говорить людям, с которыми он общается, о своей болезни. Если он решит сказать о болезни, он должен быть готов к последствиям, к тому, что в какие-то моменты он будет ощущать себя не таким, как все. В противном случае при неудачном стечении обстоятельств (например, подростку-диабетику сообщили, что еда заказана на такое-то время, а затем без предупреждения изменили время) может выясниться, что он болен.
Как молодой человек будет реагировать на подобные ситуации, зависит от того, насколько он подготовлен к их возникновению,— а защитная, «нормализующая» атмосфера в семье не готовит к этому. Слишком высокая степень защищенности может способствовать тому, что ребенок не захочет
взрослеть, так как маленькому ребенку гарантируется защита. Что касается подростков, которые относятся к себе отрицательно, возможно, ощущают себя не такими, как «нормальные» сверстники, несмотря на все усилия семьи, то они похожи на подростков, которые по причинам эмоционального характера чувствуют себя одинокими. Например, они могут прогуливать занятия. Если возникают сложности в общении со сверстниками, которым они завидуют, или с родителями, которых они винят за свое плохое здоровье, они могут делать попытки наносить себе телесные повреждения.
Положительные и отрицательные переживания
Для подросшего ребенка, имеющего проблемы, различные аспекты подросткового возраста в конечном итоге связаны с поисками самого себя, своей положительной идентификации, но в связи с неблагоприятной обстановкой и опытом повседневной жизни эти поиски только утверждают их в недостижимости желаемого. Все, что молодые люди делают и говорят, все стороны жизни вращаются вокруг этого основного вопроса — вопроса нахождения своего места, положительно-отрицательной идентификации.
Идентификация (самосознание) обычно проявляется в том, как люди выглядят, что они говорят и делают. Однако во взаимоотношениях подростков, отягощенных проблемами, и взрослых последние обычно отождествляют дурные поступки подростков с их личностью. Это приводит к проблемам в образовании связей.
То, что совершает подрастающий человек, является показателем его самосознания в конкретный момент времени, но, если воспринимать эти поступки только с внешней стороны, не стараясь понять, почему подросток поступил так, а не иначе, невозможно понять, что происходит. Если же поведение подростка рассматривать как выражение его переживаний (а не того, каков он), то для родителей и других лиц остается возможность вступить с ним в диалог, в ходе которого могли бы найти разрешение его тяжелые переживания. При решении такой сверхсложной задачи родители должны помогать ребенку принять себя и уважать таким, каков он есть, а не таким, каким он мог бы быть.






Читайте дальше:
Ребенок начинающий ходить
Помощь тем, кто ухаживает за больными
Ребенок в больнице
Уход за больным ребенком в домашних условиях
Здоровье
Ребенок с физическим недостатком. Дети-инвалиды - уход, занятия, советы
Проблемы поведенческого и эмоционального характера. Сексуальность
Охрана здоровья на производстве. Здоровье взрослых
Консультация. Искусство психологической консультации
Средний возраст. Сексуальность в среднем возрасте
Жизнь после выхода на пенсию
Уход за умирающим человеком
Работа. Успех на работе. Работа — очень важная часть жизни, работающийчеловек приобретает коллег, возможно, друзей, у него появляется чувствообщности с товарищами по работе
Как поднимать и перемещать больных
Средний возраст