Главная страница

ЗУБЫ служат для откусывания и измельчения пищи. У человека зубы, крометого, участвуют в произношении нек-рых звуков речи





служат для откусывания и измельчения пищи. У человека зубы, кроме того, участвуют в произношении нек-рых звуков речи; у животных зубы являются также средством защиты, нападения и удерживания захваченной добычи.
В процессе эволюции (см. Эволюционное учение) зубы произошли вследствие видоизменения чешуи, покрывавшей тело далеких предков позвоночных животных,  обитавших в воде.
Форма зубов у разных современных животных отличается; так, наиболее простая, коническая, форма зубов — у рыб; наиболее сложная — у млекопитающих, у к-рых четко различаются отдельные группы зубов: резцы, клыки, коренные зубы. Резцы наиболее развиты у грызунов; клыки — у хищных животных, часто клыки являются признаком мужского пола, напр, клыки у кабана, моржа, бивни у слона. У травоядных животных особенно развиты коренные зубы. У человекообразных обезьян количество и форма 3. такие же, как у человека.
У человека зубы располагаются в челюсти так, что их коронки образуют так наз. зубные дуги, или ряды. Каждый зубной ряд взрослого человека содержит 16 зубов: 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных (1), к-рые различаются по форме и по числу корней. При смыкании верхнего и нижнего рядов 3. соединяются в определенном соотношении, к-рое называется прикусом.
Молочные 3. имеют ту же форму, что и постоянные, но они меньше по размерам, их корни значительно короче; молочными их называют потому, что они начинают прорезываться в грудном возрасте и функционируют до замены их постоянными, т. е. до 13—14 лет ребенка. Молочных 3. в каждом ряду десять: 4 резца, 2 клыка, 4 коренных; в молочном прикусе нет малых коренных зубов. В возрасте от 6 до 14 лет образуется так наз. сменный прикус, в к-ром имеются и молочные, и постоянные 3. В этот период все молочные 3. постепенно замещаются постоянными, коронки к-рых к этому времени уже формируются в челюсти (2). При этом коренные молочные 3. заменяются на малые коренные постоянные, а постоянные большие коренные 3. не имеют предшествующих молочных; первый большой коренной постоянный 3. прорезывается у ребенка в 6 лет.
Развитие зубов — сложный процесс, к-рый начинается на ранних стадиях развития зародыша и продолжается у человека до 18—20 лет. Закладка и образование зачатков молочных 3. начинается на 6—8-й неделе внутриутробного развития. Закладка зачатков постоянных резцов, клыков и малых коренных 3. — с пятого месяца внутриутробной жизни. Закладка постоянных больших коренных 3. происходит позже: зачаток первого большого коренного 3. закладывается в середине первого года жизни ребенка, а зачаток зубов мудрости — на четвертом или пятом году. Это объясняется тем, что в челюсти плода не хватает места для всех 3. Важное значение для формирования 3. ребенка имеет правильное питание матери в указанные периоды беременности (см. Питание, питание беременной женщины и кормящей матери) и правильное вскармливание детей (см. Грудной ребенок); неправильное питание, истощающие болезни, недостаток витаминов и особенно солей кальция и фосфора как в питании беременной женщины, так и грудного ребенка приводят к нарушению' формирования твердых тканей 3., такие 3. особенно подвержены зубным болезням.
Строение зубов (3). Каждый 3. состоит из коронки — части 3., выступающей над поверхностью десны, и корня, погруженного в костную лунку челюсти; коронка и корень 3. разделены шейкой, суженной частью, к-рая плотно охвачена прилегающей слизистой оболочкой — десной. Внутри коронки и корней имеется полость — полость 3. и корневые каналы, к-рые открываются на верхушке корня отверстием; через него в полость 3. входят сосуды и нервы. 3. в основном состоит из дентина, в области коронки дентин покрыт эмалью, в области корня — цементом, напоминающим по строению кость. Между корнем 3. и костной лункой находится связка, удерживающая 3., она состоит из пучков соединительной ткани и называется корневой оболочкой, или периодонтом; из перио-донта в полость 3. входят нервы и сосуды,  питающие 3.
Полость 3. и корневые каналы заполнены мягкой тканью — пульпой; она состоит из рыхлой соединительной ткани, сосудов, нервов и различных клеток; в частности, в пульпе находятся клетки — одонтобласты, благодаря к-рым происходит обмен веществ в твердых тканях 3. От одонтобластов отходят отростки, проходящие по канальцам, пронизывающим весь дентин.
Первой тканью, к-рая образуется в зачатке 3., является дентин, затем образуется эмаль. Вначале они состоят из особого рода клеток, строящих основное, органич. вещество; в дальнейшем, в конце пятого месяца внутриутробного развития, это органич. вещество начинает пропитываться минерал, веществами, гл. обр. солями кальция. Минерал, соли, откладываясь в виде кристаллов, придают эмали и дентину все большую твердость. К моменту прорезывания как молочных, так и постоянных 3. их коронки, состоящие из дентина и эмали, бывают уже сформированы. Эмаль — самая твердая ткань — содержит до 96% неорганич. (минеральных) веществ, дентин — ок. 72% . Постоянные 3.  более минерализированы
 Прорезывание зубов происходит в определенные сроки и в строгой последовательности. Первыми у ре-сенка прорезываются нижние, затем верхние центральные резцы (от 6 до > мес); боковые нижние, а затем верхние резцы прорезываются в срок от 8 до 12 мес. Затем последовательно прорезываются первые коренные 3. (12—16 мес), клыки (16—20 мес), вторые коренные (20—30 мес). Возможно значительное отступление от указанных -роков в ту или другую сторону у вполне здоровых детей. Чаще к двум годам уже прорезываются все 20 молочных 3. Прорезывание 3.— нормальное, физио-логич. явление и обычно не вызывает болезненного состояния. Поэтому, если у ребенка в этот период поднимается температура, нужно обратиться к врачу, чтобы не пропустить начинающегося заболевания. Допускается, однако, что при прорезывании появляется нек-рое раздражение десен, зуд, что вызывает у нек-рых детей беспокойство и желание тереть деснами твердый предмет (ложку, костяное колечко и др.). Усиленное слюноотделение в этот период связано с усиливающейся к этому времени функцией слюнных желез.
Прорезывание постоянных 3. начинается в возрасте 5—6 лет, когда прорезывается первый постоянный большой коренной 3. (он появляется позади молочных коренных, что связывают с ростом челюсти кзади). Центральные постоянные резцы (сначала нижние, затем верхние) прорезываются в 6—8 лет, затем сменяются боковые резцы (9—10 лет), клыки и малые коренные 3. (12—14 лет). Вторые большие коренные 3. прорезываются к 14 годам, а прорезывание 3. мудрости обычно происходит от 16 до 25 лет. В связи с общим ускоренным физич. развитием детей (см. Акцелерация) наблюдается смена 3. и в более ранние сроки.
Прорезыванию постоянных 3. предшествует рассасывание корней молочных 3., к-рое начинается с того участка, где к ним прикасаются коронки растущих постоянных 3. Когда прорезались коронки, корни 3. еще не сформированы. Так, напр., рост корней постоянных резцов и первых больших коренных 3. заканчивается лишь на десятом году жизни, а вторых больших коренных — в 14—16 лет. Это имеет большое значение при заболевании 3. у детей. Не вполне развившиеся 3. больше подвержены заболеваниям, кариозный процесс в них происходит быстрее, а если кариес осложнился воспалением пульпы (см. Пульпит), то в недоразвившихся корнях воспалительный процесс быстро переходит на корневую оболочку.
Функция зубов заключается в откусывании и разжевывании пищи. Жевание — это начальная фаза пищеварения, состоящая в измельчении пищи зубами и перемешивании ее со слюной. Под влиянием ферментов, содержащихся в слюне, в ротовой полости происходит так наз. ротовое пищеварение. Полноценное ротовое пищеварение обеспечивает полноценное пищеварение в желудке. В случаях, когда 3. больны или многие из них разрушены, пищеварение нарушается. И. П. Павлов установил положительное   влияние   процесса   жевания на секрецию слюнных желез, на функцию желудка, а также на кровообращение и обмен  веществ в организме.
Жевательные движения нижней челюсти (вверх, вниз, горизонтально — вправо, влево) осуществляются благодаря сокращениям жевательных мышц и при участии мышц губ, щек, языка. Пищу откусывают передними 3., далее она передается языком на жевательные поверхности малых и больших коренных 3. При этом щечные мышцы прижимаются к 3. и образуют так наз. щечные карманы. Измельченная пища попадает с 3. в щечные карманы и вновь возвращается на жевательные поверхности 3. при сокращении щечных мышц. Размельченные частицы собираются в пищевой комок, а крупные снова перемещаются на 3. Пропитанный слюной скользкий пищевой комок попадает на спинку языка, в жевании наступает пауза, возникает рефлекс глотания и пищевой комок проглатывается.
Заболевания и повреждения зубов. Нарушения (аномалии) в развитии зубов могут быть разнообразны. Одни из них могут иметь только косметич. дефект (неправильная форма 3., величина, цвет), другие аномалии могут вызывать расстройство жевания, напр, врожденное отсутствие группы 3., или изменение формы лица, напр, так наз. открытый прикус. Иногда нек-рые постоянные 3., вполне сформированные, остаются в челюсти непро-резавшимися — так наз. ретинированные 3., чаще это бывают клыки или 3. мудрости. Нарушения в развитии 3. могут быть связаны с неправильным питанием во время беременности, с нек-рой задержкой роста челюсти ребенка в связи с преждевременным удалением разрушенных молочных 3. или с гибелью зачатков постоянных 3. в случаях воспалительного процесса около молочного 3. Иногда наблюдается появление сверхкомплектных 3. или 3. стоят очень тесно; часто наблюдается большой промежуток между центральными резцами — так наз. диастема (4). Иногда 3., к-рому не хватило места, может  прорезаться  вне  зубного  ряда.
К нарушениям прорезывания относится слишком раннее или, чаще, слишком позднее прорезывание 3. Запоздалое прорезывание обычно бывает связано с заболеваниями ребенка, ослабляющими, организм (жел.-киш. расстройства, воспаление легких,   рахит).   Частое   осложнение — затрудненное прорезывание зубов мудрости в том возрасте, когда рост челюсти уже закончился. При этом десна, покрывающая коронку не вполне прорезавшегося 3., воспаляется, в запущенных случаях может развиться воспаление надкостницы челюсти (см. Периостит).
Пр? всех нарушениях в развитии или прорезывании 3. следует показать ребенка стоматологу, к-рый установит степень нарушения, необходимость лечения, а также необходимость консультации с другими специалистами.
В связи с нарушением обмена веществ в организме ребенка в период закладки и формирования 3. (острая инфекция, недостаточное питание матери и ребенка) может возникнуть недоразвитие твердых тканей 3., хотя 3. сформировались и прорезались. Эта аномалия называется гипоплазией и проявляется в основном на резцах и первых постоянных больших коренных 3.; слой эмали бывает очень тонким, эмаль имеет волнистый вид или светло-коричневые пятна. Иногда дентин совсем не покрыт эмалью. Такие 3., как правило, «не болят», но они подвержены кариесу, поэтому ребенка нужно показать стоматологу   для   профилактич.   лечения.
Повреждения зубов. 3. часто подвергаются травме. Может произойти вывих 3., отлом коронки, перелом корня. При этом возникает резкая болезненность, окружающие 3. ткани отекают. При любой травме нужно обратиться к стоматологу; своевременное лечение острой травмы часто помогает сохранить 3. или корень 3., к-рый можно после соответствующего лечения использовать для штифтового 3. (см. Зубные протезы).
Хронич. травма 3. обычно бывает связана с профвредностями или с вредными привычками. На режущем крае передних 3. появляются дефекты, напр, при привычке держать в зубах карандаш, гвозди или откусывать нитки (5). Хронич. травма 3. может возникать у музыкантов, играющих на духовых    инструментах,    у    стеклодувов и др. Образование таких дефектов обычно не вызывает болевых ощущений, но 3. с обломанным режущим краем некрасивы, могут травмировать слизистую оболочку, поэтому в этих случаях следует обратиться к стоматологу. В зрелом и пожилом возрасте, как прзви.1}.I, вблизи шейки 3. образуется так наз. клиновидный дефект, причиной к-рого является хронич. механич. травма, гл. обр. пользование слишком жесткой зубной щеткой; образование такого дефекта протекает очень медленно, болезненных ощущений и осложнения кариесом не возникает. Лечению такие 3. не подлежат, но при больших клиновидных дефектах бывает целесообразно восстановить форму 3. искусственной коронкой (см. Зубные протезы).
У людей, работающих на химич. предприятиях, в лабораториях, а также при длительном приеме внутрь разведенной соляной к-ты, к-рую иногда назначают при гастрите, под воздействием к-т или щелочей изменяется цвет эмали 3., появляются пигментированные пятна, затем шероховатость эмали; в запущенных случаях могут разрушиться коронки 3. При этом возникает повышенная чувствительность 3. к холодному, горячему. Профилактика таких поражений заключается в устранении причины; поэтому очень важно являться на профилактич. медосмотр к стоматологу, к-рый назначит соответствующее лечение или профилактическую обработку   3.
Заболевания зубов. Среди зубных болезней наиболее распространен кариес зубов, к-рый развивается в результате нарушений функций разных систем организма, при неправильном питании (потребление большого количества сахаросодержащих продуктов и понижение содержания в пище белка, молочных продуктов и пр.), а также при неумении ухаживать за зубами. Большое значение в возникновении зубных болезней имеют постоянно образующиеся на зубах мягкие зубные отложения, в к-рых содержится много микроорганизмов. При недостаточном уходе за 3. эти мягкие отложения превращаются в зубной камень, вызывающий воспаление десны (см. Стоматит). Разрушение твердых тканей 3. при кариесе протекает с участием микроорганизмов, поэтому, если кариес не вылечен, постепенно развивается воспаление пульпы, возможны и дальнейшие осложнения — воспаление околозубных тканей (см. Периодонтит). Кариес поражает как постоянные, так и молочные 3., в к-рых этот процесс протекает быстрее: молочные 3. быстро разрушаются. Преждевременное же удаление даже разрушенного молочного 3. влечет за собой задержку роста челюсти ребенка и последующие нарушения в развитии 3. (см. выше). При воспалительном процессе около молочного 3. часто поражаются зачатки постоянных 3. Однако, если молочный 3. мешает уже прорезывающемуся постоянному, к-рый в этих случаях появляется вне зубного ряда, необходимо обратиться к стоматологу для удаления молочного  3.
Удаление постоянных 3. также не безразлично для организма. К операции удаления 3. врач, как правило, прибегает только в тех случаях, когда, несмотря на тщательное лечение, не удается ликвидировать воспаление околозубных тканей или если коронка 3. уже так разрушена, что 3. не может быть использован для последующего протезирования.
Во всех случаях заболевания 3. необходимо своевременное настойчивое лечение, предупреждающее разрушение 3. В области удаленного 3. рассасывается костная ткань лунки, этот процесс затрагивает и лунки соседних с удаленным 3., что приводит к их расшатыванию и иногда даже к выпадению здорового 3.
Помимо кариеса зубов, наблюдаются следующие заболевания:  флюороз, патологич. стирание 3. и повышенная чувствительность твердых тканей 3.
Флюороз 3.— это появление хронич. интоксикации организма химич. веществом фтором, когда фтор содержится в повышенном количестве в питьевой воде. При такой интоксикации происходит нарушение обмена веществ в организме, что в первую очередь отражается на 3. Флюороз поражает постоянные 3. детей, живущих с рождения в тех географич. зонах, где в водных источниках находится повышенное содержание фтора. При этом эмаль 3. становится меловидной, на ней появляются меловидные, светло-желтые или темно-коричневые пятна; на режущих краях и на жевательной поверхности эмаль и дентин стерты. В целях профилактики этого заболевания сан.-эпид. органы проводят соответствующие мероприятия (дефторирование воды); проводится соответствующее лечение детей, у к-рых выявлен флюороз.
У нек-рых людей наблюдается повышенная стираемость 3., к-рая иногда проявляется уже к 20—25 годам. Чаще причиной этого является неправильный прикус; в таких случаях врач назначает спец. лечение, исправляющее прикус, форму стертых 3. при необходимости можно восстановить искусственными коронками.
Иногда при здоровых 3. ощущается болезненность от горячей или холодной воды, от холодного воздуха, при прикосновении к 3. Происхождение такого явления не установлено, однако методы лечения разработаны.
Уход за зубами осуществляют с помощью зубной щетки, зубных порошков, зубных паст, спец. средств для полоскания   рта.
Зубные щетки служат для удаления мягких зубных отложений. Их выпускают разного размера и со щетиной разной твердости. Лучше пользоваться более мягкими щетками. Срок годности зубной щетки примерно четыре месяца. Необходимо иметь индивидуальную зубную щетку и хранить ее в отдельном футляре. После чистки 3. щетку промывают теплой водой и намыливают для хранения. Перед чисткой 3. мыло смывают.
Зубные порошки обладают очищающим действием. С леч. целью в нек-рые зубные порошки добавляют глицерофосфат кальция (Жемчуг), 2% бикарбонат натрия (Особый). Эти порошки рекомендуется применять людям, у к-рых обильно откладывается зубной налет и зубной камень.
Зубные пасты также обладают очищающим действием — пасты Мятная, Детская, Ягодка, Бороглицериновая. Леч. и профнлактич. свойствами обладают пасты Лесная, Бело-розовая, Жемчуг; они содержат леч. компоненты, способствующие растворению мягкого налета и уменьшающие воспалительные явления в деснах, и оказывают дезодорирующее действие при наличии запаха изо рта. Выпускаются пасты, содержащие фтор; применять их следует по совету с врачом.
Нек-рые зубные пасты (Мери, Поморин, Специальная), хотя и обладают профилактическим в отношении кариеса действием, могут вызывать раздражение слизистой оболочки полости рта, усилить кровоточивость десен (напр.,   Поморин),   поэтому без назначения специалиста эти пасты не рекомендуются.
Зубные эликсиры обладают дезодорирующим действием. Отечественная парфюмерная промышленность выпускает эликсиры Идеал, Лимонный, Специальный (см. также Рот, ротовая полость).
Не следует применять для чистки 3. средства, содержащие раздражающие вещества, особенно недопустимо использование р-ров кислот и щелочей. В случаях появления раздражения слизистой оболочки полости рта или повышенной чувствительности 3. при пользовании средствами гигиены полости рта следует немедленно обращаться к стоматологу для диагностики поражений и последующих спец. рекомендаций.
При чистке 3. следует щадить дес-невой край. Движения щетки должны быть такими, чтобы полностью очистить поверхность 3. Губную, щечную, язычную и небную поверхности 3. очищают вертикальными движениями (от шейки 3. по направлению к жевательной поверхности). Жевательную поверхность 3. обрабатывают, круговыми движениями. Продолжительность чистки 3.— ок. 1—3 мин. После чистки 3.. полость рта тщательно полоскают. Чистить 3. утром следует с пастой, а вечером — щеткой без пасты. Перед сном полость рта прополаскивается водой. - Детей следует приучать ухаживать за 3. с 2—3 лет. В детских садах и в младших классах школы нужно организовывать занятия, на к-рых детей обучают чистке 3.
Рекомендации по уходу за полостью рта при заболеваниях слизистой оболочки и 3. даются стоматологом. Удаление зубного камня производится стоматологом с помощью спец. инструментов. Во избежание повреждения 3. не рекомендуется удалять мягкие отложения и пищевые остатки металлич. предметами. Для этого рекомендуется применять зубочистки из дерева или из пластмассы.
Правильный уход за 3. и полостью рта, своевременное лечение заболеваний 3. и полноценное питание беременной женщины и грудного ребенка способствуют формированию здоровых 3. В течение жизни необходимо два раза в год посещать врача-стоматолога для выявления зубных болезней, проводить профилактич. мероприятия, рекомендованные врачом, доводить до конца назначенное лечение. Это обеспечит сохранение зубов в хорошем состоянии.






Читайте дальше:
ДЕПРЕССИЯ (депрессивный синдром) — болезненное состояние, проявляющеесяпсихическими (подавленное настроение, замедление психических процессов
ДЕРМАТИТЫ — воспалительные процессы в коже, возникающие от внешнихраздражителей — хим. веществ, физ. воздействий, а также от веществрастительного происхождения
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ (ДЮСШ) в СССР внешкольные специальныеспортивные учреждения
ГЕМОЛИТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ НОВОРОЖДЁННЫХ — тяжелое заболеваниеноворожденных, развивающееся при несовместимости крови матери и плода поразличным системам групп крови, чаще по резус-фактору
ДИЕТА — рацион и режим питания здорового и больного человека. В основепостроения диет лежит принцип обеспечения физиологич. потребностей организма впищевых веществах
ДИЗЕНТЕРИЯ АМЁБНАЯ (амебиаз) — паразитарная болезнь, вызываемаядизентерийной амебой и характеризующаяся язвенным поражением толстой кишки
ДИСПЕПСИЯ — расстройство пищеварения, возникающее при неправильномвскармливании ребенка и характеризующееся поносом, рвотой и нарушением общего состояния
ДИСТРОФИЯ у детей — хроническое расстройство питания, сопровождающеесянарушением усвоения организмом питательных веществ, поступающих с пищей,нарушением обмена веществ организма, его роста и развития
ДОЛГОЛЕТИЕ — социально-биологическое явление, характеризующеесядоживаемостью человека до высоких возрастных рубежей
ЖЕЛЧЬ — секрет желтовато-коричневого цвета, отделяемый печеночнымиклетками. Желчь необходима для физ.-хим. обработки, переваривания и всасыванияжиров и жироподобных веществ в кишечнике человека и животных
ГЕМОГЛОБИНОПАТИИ (гемоглобинозы) представляют собой группунаследственных заболеваний, связанных с нарушением строения или продукциигемоглобина
ЗАГАР — потемнение кожи, возникающее вследствие избыточного образованияпигмента меланина в ее наружном слое (эпидермисе) под влиянием ультрафиолетовыхлучей
ЗАЕДА — инфекционное заболевание слизистой оболочки и кожи в углах рта.3. развивается при недостаточности в организме витамина В2, при заболеванияхдесен, частом употреблении кислой или острой пищи, при повышенномслюноотделении и плохом уходе за полость
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗДРАВООХРАНЕНИИ — совокупность законов, постановленийи других правовых актов и норм, издаваемых государством по вопросам охраныздоровья населения. Законы о здравоохранении
ЗАПАХ ИЗО РТА, обычно неприятный, возникает чаще при заболеваниях десен,зубов, носоглотки, придаточных полостей носа, пищевода, желудка, легких
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ комплекс организационных,инженерных, медицинских и других мероприятий, направленных на предотвращениеили ослабление поражающего действия оружия массового поражения (ОМП
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ — система социально-экономических и медицинскихмероприятий, цель к-рых сохранить и повысить уровень здоровья каждогоотдельного человека и населения в целом. Характер и содержание здравоохранения