Главная страница

ОСАНКА — привычное положение тела человека в покое и при движении;формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития ивоспитания. Правильная осанка





— привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека.
При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. При нарушении осанки, особенно в период роста, могут возникать стойкие деформации костного скелета, ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения, наступает расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость,  снижается аппетит.
Видами неправильной осанки являются сутулость, вялая О., искривления     позвоночника.     При    сутулости, к-рая обусловлена слабым развитием мышц спины, грудной отдел позвоночника значительно равномерно выступает кзади («круглая спина»), голова наклонена вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен. Вялая О. проявляется такими признаками, как опущение головы, уплощение грудной клетки, отставание от спины лопаток, сведение плеч, согнутые в коленях ноги.
К нарушению О. у детей могут привести различные заболевания и в первую очередь такие, как рахит, гипотрофия, ожирение, инфекционные болезни, плоскостопие, а также неправильная организация режима, неполноценное питание, неправильно подобранная мебель дома (2), парта в школе, неправильное ношение книг (3) и т. д.
Предупредить возникновение неправильной О. значительно легче, чем исправлять ее. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за формированием О. у всех детей. Важное значение при этом имеет своевременное и полноценное питание, свежий воздух, массаж и гимнастика, закаливающие процедуры, подбор мебели в соответствии с физич. развитием. Необходимо внушать ребенку, чтобы он сам контролировал свою О.
Не следует допускать, чтобы дети спали в мягкой постели и постоянно на одном и том же боку. Не рекомендуется в первые месяцы жизни подкла-дывать ребенку под голову подушку. До 3-месячного возраста ребенка нельзя держать в вертикальном положении, до 6 мес.— сажать, до 9—10 мес.— надолго ставить на ножки. Во время обучения ходьбе нужно использовать специальные приспособления — вожжи. Когда ребенок научится ходить, с ним не следует совершать длительные прогулки. Необходимо следить за тем, чтобы дети подолгу не сидели на корточках, надо избегать длительного сидения детей за столом, на коленях у взрослых. Во время занятий и приема пищи следует обращать внимание на посадку ребенка. Она может быть правильной только в том случае, если мебель соответствует росту и пропорциям тела. Для предупреждения развития неправильной О. обязательно нужно проводить профилактику плоскостопия, т. к. уплощение стопы нарушает опорную функцию нижних конечностей, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Режим ребенка должен быть построен таким образом, чтобы рационально сочетались. подвижные и малоподвижные занятия. Большое внимание следует уделять укреплению мышечного аппарата ребенка. В возрасте 11/2—2 мес. рекомендуется начинать массаж (см. Грудной ребенок). Упражнения со сгибанием и разгибанием конечностей надо начинать в возрасте 3—4 мес, когда физиологич. напряжение мышц-сгибателей и мышц-разгибателей рук становится одинаковым. С детьми 3 лет и старше проводят гимнастич. упражнения, подвижные игры, утреннюю гимнастику, совершают прогулки (см. Дошкольный возраст, Школьный возраст). Одежда во время подвижных игр должна быть свободной и не стеснять движений. Физич. нагрузка строго дозируется, чередуется с отдыхом. Во время занятий с детьми за столом необходимо обращать внимание на освещенность комнаты. При недостаточном освещении дети сутулятся, принимают неправильные позы. Формированию правильной О. способствуют закаливающие процедуры. Они укрепляют здоровье ребенка, повышают его жизненный тонус (см. Закаливание организма). При сутулости полезно заниматься плаванием. Огромное значение имеет достаточный сон, к-рый дает отдых нервной системе, мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник, суставы ребенка. См. также Искривление позвоночника.






Читайте дальше:
ОНТОГЕНЕЗ — процесс индивидуального развития организма (от егозарождения до смерти). Период онтогенеза от оплодотворения яйцеклетки до выходамолодой особи из яйцевых оболочек или тела матери называется зародышевым, илиэмбриональным, развитием (эмбриоге
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ Особенности возникновения и течениянаследственных болезней стали активно изучаться лишь в 20 в. в связи с успехамив области генетики — науки о наследственности и ее изменчивости
НЕВРАСТЕНИЯ, астенический невроз — вид невроза, к-рый проявляетсяповышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстройутомляемостью и истощением. Больной неврастенией
НЕВРОПАТОЛОГИЯ — область клинической медицины, изучающая причинывозникновения, механизмы развития и клиническую картину заболеваний нервнойсистемы
НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ наблюдается при различных заболеваниях (урологических,неврологических, гинекологических). Различают абсолютное, относительное(частичное) и ночное недержание мочи
НЕЙРОХИРУРГИЯ раздел хирургии, разрабатывающий оперативные методылечения заболеваний и повреждений нервной системы и изучающий эти заболевания.Основные направления нейрохирургии
НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ. Различают постоянную (или длительную) и временнуюнетрудоспособность. Постоянная или длительная потеря трудоспособности —инвалидность
НОГТИ — роговые пластины, лежащие на ногтевом ложе, окруженном кожей(ногтевыми валиками). В ногте различают тело и корень, вдающиеся в заднийногтевой валик, переходящий в тонкую роговую кайму — ногтевую кожицу
НОС, ПРИДАТОЧНЫЕ ПАЗУХИ НОСА — начальный отдел верхних дыхательныхпутей; различают наружный нос, полость носа и придаточные пазухи, сообщающиесяс полостью носа через узкие отверстия
НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ — сложные высокомолекулярные соединения, имеющиесяво всех клетках живых организмов и являющиеся материальными носителяминаследственной информации
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ВОЗДУХА— уничтожение в воздухе помещений микроорганизмови вирусов. Обеззараживание воздуха широко применяется в промышленности
МЕДИАТОРЫ — вещества, образующиеся в нервных окончаниях и передающиевозбуждение с одной нервной клетки на другую или с нервного окончания нарабочий орган (мышечное волокно, железистую клетку
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ — совокупность химических превращений Веществ,поступающих в организм извне; превращения этих веществ в клетках приводят кобразованию энергии
ОБСЕРВАЦИЯ — медицинское наблюдение за лицами, временно изолированными всвязи с контактом с больными карантинными инфекционными болезнями — чумой,холерой, натуральной оспой
ОДЕЖДА защищает тело человека от воздействий окружающей среды,способствует поддержанию на определенном постоянном уровне температуры тела.Под одеждой вокруг тела поддерживается ровная температура
ОЖИВЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА (реанимация) комплекс мероприятий, направленных на восстановление жизненно важных функций организма (прежде всего дыхания икровообращения). Оживление организма