Главная страница

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ система подготовки медицинских кадров,обеспечивающая изучение необходимых общеобразовательных и специальных дисциплин





система подготовки медицинских кадров, обеспечивающая изучение необходимых общеобразовательных и специальных дисциплин, а также овладение необходимыми практическими навыками в целях подготовки врачей, фельдшеров, медсестер и др. Медицинское образование в СССР имеет целью готовить квалифицированных специалистов, воспитанных в духе высокой идейности и гуманизма. Развитие медицинского образования в СССР определяется потребностями страны в мед. кадрах и носит плановый государственный характер; оно тесно связано с передовой советской мед. наукой, основанной на марксистско-ленинской методологии, и с практикой советского здравоохранения.
В результате планомерного развития сети мединститутов СССР занимает первое место в мире по обеспеченности врачами. В 1975 г. в СССР насчитывалось 83 мед. и фармацевтич. ин-та и 9 мед. ф-тов при ун-тах. Медвузы имеют в своем составе от одного до пяти ф-тов (лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический). Нек-рые медвузы располагают вечерними отделениями, на к-рые принимаются лица, имеющие законченное среднее мед. образование. Нек-рые фармацевтич. ин-ты (ф-ты), кроме дневных отделений, имеют заочные отделения, куда принимают помощников провизоров. При ряде мед. ин-тов открыты ф-ты усовершенствования врачей, а также ф-ты по повышению квалификации профессорско-преподавательского   состава.
В медвузы принимаются лица в возрасте до 35 лет, имеющие законченное общее среднее образование или диплом об окончании среднего спец. учебного заведения, успешно выдержавшие вступительные экзамены. Все мед. ин-ты состоят на гос. бюджете и работают по уставу, учебным планам и программам, утвержденным МЗ СССР и Министерством высшего и среднего спец. образования СССР. Большинство студентов получает гос. стипендию. Иногородние студенты обеспечиваются местами   в   студенческих   общежитиях.
В процессе обучения, к-рое длится 6 лет, студенты на младших курсах изучают теоретич. дисциплины (анатомию, гистологию, физиологию, биологию, биохимию, физику и др.), на старших — клинические, к-рые изучают непосредственно в клиниках под руководством опытных преподавателей, что обеспечивает теоретич. подготовку студентов и приобретение практич. навыков. По окончании 6-го курса сдают гос. экзамены и им присваивается звание врача, а затем в течение года более глубоко изучается одна из основных избранных клинич. дисциплин (это называется интернатурой). Согласно статье 13 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении граждане СССР, окончившие высшие мед. учебные заведения СССР и получившие звание врача, приносят присягу врача Советского Союза (см. Врач). По окончании ин-та и интернатуры молодые специалисты направляются на работу согласно гос. плану распределения.
Подготовка провизоров и врачей-стоматологов производится в фармацевтич. и стоматологич. ин-тах и на ф-тах мед. ин-тов. Срок обучения — 5 лет. Выпускники фармацевтич. ф-тов и ZH-TOB проходят одногодичную стажировку  по  месту  распределения.
Коллективы медвузов ведут большую научно-исследовательскую работу. Многие кафедры являются центрами научных школ и направлений.
Подготовка средних медицинских тзаботников: фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, фельдшеров-лаборантов, медсестер, в т. ч. медсестер для детских леч.-проф. учреждений, помощников провизоров, зубных врачей, зубных техников — осуществляется в мед. и фармацевтич. училищах. Спец. мед. техникумы готовят техников по ремонту и монтажу рентгеновской и электромед. аппаратуры, а также техников-оптиков. Всего по СССР насчитывалось в 1975 г. 632 средних мед. учебных заведения. В мед. училища могут поступать лица в возрасте до 30 лет, имеющие образование в объеме 8—10 классов общеобразовательной школы, успешно выдержавшие вступительные экзамены. Сроки обучения зависят от объема общеобразовательной подготовки учащихся и избранной специальности и колеблются от 2 до З'/з лет. Лица с десятилетним образованием поступают сразу на 2-й курс, срок  их обучения на  1*0  мес.  меньше.
Все средние мед. учебные заведения СССР работают по единым учебным планам и программам, утвержденным МЗ СССР и Министерством высшего и среднего спец. образования СССР. Все учащиеся, успешно овладевающие теоретич. знаниями и отрабатывающие практич. занятия, получают стипендию. Для подготовки национальных кадров в ряде р-нов Крайнего Севера, автономных областей и национальных округов при мед. училищах созданы интернаты, где учащиеся находятся на полном гос. обеспечении. После окончания курса обучения учащиеся обязаны сдать гос. экзамены по основным спец. дисциплинам соответственно профилю подготовки. Лучшие учащиеся включаются в число кандидатов (в пределах до 10% к выпуску) для поступления в мед., стоматологич. и фармацевтич. ин-ты сразу же после окончания среднего учебного заведения. Остальных выпускников направляют на работу по специальности, исходя из потребности республики, края или области в средних мед. кадрах. После 3 лет работы по назначению они получают право поступать   в   высшее   учебное   заведение.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) предусмотрено дальнейшее увеличение подготовки врачей-педиатров и провизоров, а также среднего медперсонала, особое внимание уделено повышению квалификации врачей в ин-тах и на ф-тах усовершенствования врачей и во вновь создаваемых училищах повышения квалификации средних  медработников.
См. также Здравоохранение в СССР






Читайте дальше:
НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ — сложные высокомолекулярные соединения, имеющиесяво всех клетках живых организмов и являющиеся материальными носителяминаследственной информации
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ВОЗДУХА— уничтожение в воздухе помещений микроорганизмови вирусов. Обеззараживание воздуха широко применяется в промышленности
МЕДИАТОРЫ — вещества, образующиеся в нервных окончаниях и передающиевозбуждение с одной нервной клетки на другую или с нервного окончания нарабочий орган (мышечное волокно, железистую клетку
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ — совокупность химических превращений Веществ,поступающих в организм извне; превращения этих веществ в клетках приводят кобразованию энергии
ОБСЕРВАЦИЯ — медицинское наблюдение за лицами, временно изолированными всвязи с контактом с больными карантинными инфекционными болезнями — чумой,холерой, натуральной оспой
ОДЕЖДА защищает тело человека от воздействий окружающей среды,способствует поддержанию на определенном постоянном уровне температуры тела.Под одеждой вокруг тела поддерживается ровная температура
ОЖИВЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА (реанимация) комплекс мероприятий, направленных на восстановление жизненно важных функций организма (прежде всего дыхания икровообращения). Оживление организма
ОПУЩЕНИЕ ВНУТРЕННОСТЕЙ — более низкое по сравнению с нормальнымрасположение одного или нескольких внутренних органов (желудка, печени,кишечника, почек и др.). Причинами опущения внутренностей
ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ — специальные приспособления для восстановления,облегчения утраченной или ослабленной функции органов движения, а также дляисправления дефектов этих органов
ОРХИТ — воспаление яичка. Возникает часто как осложнение инф.заболеваний (грипп, эпидемический паротит, туберкулез) либо при травме мошонки
МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ — форма медицинской помощи населению,направленной на снижение частоты наследственных болезней; этим же термином обозначают учреждение, где эта помощь оказывается
ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (ОРЗ) — инфекционные болезни,вызываемые вирусами и протекающие с симптомами поражения слизистых оболочекдыхательных путей (нос, гортань, трахея, бронхи
ОЖОГИ — повреждение тканей, вызванное действием высокой температуры,химических веществ, электрического тока и радиоактивного излучения
ОТИТ — воспаление уха. Различают наружный, средний и внутренний отит.Внутренний отит также называют лабиринтитом. Причиной развития наружного отита
МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ — комплекс лечебно-профилактических учреждений,организуемых на крупных промышленных предприятиях
ОТРАВЛЕНИЯ. Острые отравления развиваются вследствие попадания ворганизм человека или животного химических веществ различной природы в такомколичестве, к-рое способно вызвать нарушение жизненно важных функций
ОТСЛОЙКА СЕТЧАТКИ отслоение сетчатой оболочки глаза от подлежащейсосудистой оболочки. Чаще всего отслоение сетчатки наблюдается при высокойблизорукости, а также у пожилых людей