Главная страница

УТОМЛЕНИЕ — физиологическое состояние организма, возникающее врезультате чрезмерной деятельности и проявляющееся в сниженииработоспособности. Нередко как синоним утомление





— физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Нередко как синоним утомление употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость — субъективное переживание, чувство, к-рое обычно является отражением У. В нек-рых случаях чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т. е. без реального утомления. У. может возникнуть при любом виде деятельности — и при умственной, и при физической работе. Умственное У. характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания (гл. обр. трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. Физич. У. проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.
Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной той или иной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе). В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния  организма.
Быстрота У. зависит от специфики труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении У. играет также отношение человека к выполняемой работе. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоциональнего напряжения длительное время не возникают признаки У. и чувство усталости. Обычно, когда необходимо продолжать интенсивную работу при наступившем У., человек расходует дополнительные силы и энергию — изменяются показатели отдельных функций организма (напр., при физич. труде учащаются дыхание и сердцебиение, появляются гиперемия лица, усиленное потоотделение и т. п.). При этом продуктивность работы снижается,   а  признаки   У.   усиливаются.
Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки. Если до У. человек выполнял рабочую операцию движением только пальцев, то при У. в работу включается вся рука, а затем и мышцы туловища.
Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хронич. утомлению, или переутомлению. Различают умственное и психическое (душевное) переутомление. У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может вести к развитию неврозов, к-рые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психич. напряжением, большим чувством ответственности, физич. изнурением и т. п. Психич. переутомление наблюдается у лиц, чрезмерно обремененных-«душевными» волнениями и разного рода обязанностями.
После отдыха работоспособность повышается, достигая даже более высокого уровня, чем в предшествующий работе период. Активный отдых приводит к более быстрому восстановлению работоспособности, что убедительно доказал рус. физиолог И. М. Сеченов. Активный отдых, основанный на переключении с одного вида деятельности на другой, обеспечивает возможность длительной, но разнообразной деятельности без наступления У.
У. наступает быстрее у лиц, к-рые перенесли тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстановление ее происходит медленно. Такие лица нуждаются в щадящем режиме труда и более длительном отдыхе.
У детей в связи с анатомо-физиоло-гич. особенностями организма У. развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности (напр., при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за партой в школе). Неправильный режим дня, однообразные занятия, излишние развлечения также быстро приводят к У. При повышенных нагрузках (занятия в двух школах, нескольких кружках и т. п.) У. легко переходчт у детей в переутомление.
Признаки У. у детей часто проявляются в нарушении поведения: они становятся неусидчивыми, невнимательными, на уроках разговаривают, нарушая дисциплину. При этом правильная оценка их состояния бывает затруднительна из-за отсутствия у них каких-либо жалоб. В нек-рых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными, медлительными. Они чувствуют разбитость, слабость, головные боли при умственном   напряжении.   Нередко   У. может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником. Во всех случаях быстрого У. ребенка, не связанного с предшествовавшими заболеваниями или интенсивными умственными и физич. нагрузками, следует обязательно обратиться к врачу.
Одним из наиболее действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности. Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести. Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня кратковременных перерывов. Такие перерывы устраиваются с учетом характера трудового процесса. Так, для тяжелой работы рекомендуются перерывы по 15 мин. через каждые iVa часа в первой половине рабочей смены и два 15-минутных перерыва, но уже через час работы во второй половине рабочей смены. Для станочных работ целесообразно устраивать два 5-минутных перерыва: один в первой половине рабочей смены через 2 часа после начала работы и второй перерыв во второй половине рабочей смены через 14/г часа после обеденного перерыва. Для операторов машинно-счетной станции целесообразно делать один 5-минутный перерыв в первую половину смены через 2 часа после начала работы и два перерыва по 5 мин. во вторую половину смены: первый через l'/г часа после обеда и второй через час после первого. Регламентированные перерывы в работе особенно эффективны в сочетании с производственной гимнастикой — так наз. активный отдых, особенно при выполнении работы в сидячей  позе.
Важное значение в мероприятиях по предупреждению У. должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, рабочей позе, тренировке. Рационально организованное рабочее место позволяет работнику не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статистич. напряжения мышц.
Для предупреждения переутомления у детей необходимо наладить их режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование занятий и отдыха (в дошкольном возрасте занятия не должны продолжаться без перерыва более 15— 20 мин.) и увеличив их пребывание на свежем воздухе.






Читайте дальше:
УХОД ЗА БОЛЬНЫM — совокупность мероприятий, обеспечивающих всестороннееобслуживание больных и выполнение врачебных назначений. Уход — необходимаясоставная часть лечения
ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ (язва желудка, язва двенадцатиперстной кишки) —заболевание, главным проявлением к-рого является наличие язвы в желудке илидвенадцатиперстной кишке. Чаще встречается у мужчин
ФАРИНГИТ — воспаление слизистой оболочки глотки. Заболеванию чащепредшествуют острые респираторные заболевания, грипп и другие инфекционныезаболевания. Иногда фарингит
ФЕЛЬДШЕР — специалист со средним медицинским образованием, оказывающийдоврачебную медпомощь, а также ведущий профилактическую исанитарно-противоэпидемическую работу. Фельдшер — помощник врача
ФЕХТОВАНИЕ — вид спорта, единоборство при помощи спортивного холодногооружия (рапиры, сабли, шпаги и др.). Женщины фехтуют только на рапирах (какнаиболее легком оружии). Ф. совершенствует
ФИЗИОТЕРАПИЯ — область клинической медицины, изучающая природныеестественные (солнечное излучение, воздух, вода, лечебные грязи) иискусственные (электрический ток, электромагнитные поля, искусственныеисточники света, ультразвук и др.) физические фактор
ФИМОЗ стойкое сужение крайней плоти, не позволяющее полностью обнажитьголовку полового члена. Фимоз может быть врожденным и приобретенным, напр.вследствие Рубцовых изменений крайней плоти при хрон. баланопостите (см.Баланит, баланопостит
ФЛЮОРОГРАФИЯ (рентгенофотография, рентгенофлюорография,фоторентгенография) способ рентгенологического обследования, состоящий вфотографировании рентгеновского изображения исследуемого объекта сфлюоресцирующего
ФОТОСИНТЕЗ — процесс образования органических веществ с использованиемэнергии солнечного света. Первоначальные формы жизни, по-видимому, существовализа счет энергии органич. веществ, находящихся в Мировом океане
ФРУКТЫ. Различают фрукты семечковые — яблоки, груши, айва; косточковые —абрикосы, персики, сливы; цитрусовые — апельсины, мандарины, лимоны и другиефрукты, в т. ч. ананасы, бананы, финики, гранаты, хурма, инжир
ХАРАКТЕР — совокупность индивидуальных психических свойств человека,накладывающих отпечаток на его поведение и деятельность